Личность как деятельный субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Основы личностно-деятельностного подхода были рассмотрены в работах Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубенштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер, как деятельности, так и общения.
Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.

Содержание

Введение
1. Развитие личности в деятельности……………………………………... 5
2. Личность как субъект деятельности по С.Л. Рубинштейну,
К.А. Абульхановой……………………………..........................................
8
3. Теории структуры личности А. Г. Ковалева, К. К. Платонова,
Б. Д. Парыгина……………………………………………………………...
11
Заключение………………………………………………………................ 17
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(ПензГТУ)

 

Кафедра «Философия»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Социология»

на тему: «Личность как деятельный субъект»

Вариант №12

 

 

 

Выполнил: студент гр.12МТ2бз 
                     Урекин А.А.

Контактный телефон 89270950725

            e-mail: artur.urekin@yandex.ru

         

                                                                           Проверил: Дорошин Б.А.

 

 

 

 

Пенза, 2014

Содержание

     Введение

 
  1. Развитие личности в деятельности……………………………………...

5

2. Личность как субъект деятельности по С.Л. Рубинштейну,

    К.А. Абульхановой……………………………..........................................

 

8

3. Теории структуры личности А. Г. Ковалева, К. К. Платонова,

    Б. Д. Парыгина……………………………………………………………...

 

11

     Заключение………………………………………………………................

17

     Список литературы

 
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основы личностно-деятельностного подхода были рассмотрены в работах Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубенштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер, как деятельности, так и общения.

Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.

Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.

В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность.

Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Поведение человека, утверждает Л. Н. Гумилев, способ его адаптации к окружающим условиям требует потенциальной энергии, поэтому в процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы.

"Поведенческая практика  свидетельствует, что способность  разных людей поглощать биохимическую  энергию живых веществ различна.

Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку".

Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей - классов, социальных групп.

Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения.

Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие личности в деятельности

Известно выражение Жана-Поля Сартра: «Человек есть не что иное, как то, чем он делает себя сам». В этом выражении ясно прослеживается мысль о самореализации, стремлении человека к достижению все более высоких вершин личностного роста.

  Работая в направлении  роста и самореализации, человек  преобразует себя и преобразует  окружающую действительность. Деятельностную сферу личности характеризует поведенческий облик.

  Американский социолог  Р. Мертон выделяет следующие  виды социального поведения:

  1. Конформизм - полное  принятие социальных целей общества  и способов их достижения.

  2. Инновационность - принятие социальных целей, но не способов их достижения (злоупотребление, воровство и т. п.).

  3. Ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения священны и непоколебимы (махинации, подлоги и т. п.).

  4. Ретритизм - отрицание и социальных целей, и способов их достижения (анархия, бродяжничество, наркомания).

  5. Мятеж, бунт - активное  неприятие социальных целей и  способов их достижения (терроризм, радикализм).

  Основываясь на этих  видах социального поведения, можно  определить типы поведения личности:

  1. Диспозиционное поведение - это поведение при наличии  определенного выбора.

  2. Императивное поведение - это поведение при отсутствии  выбора.

  3. Фрустрация (фрустрированное поведение) - это дезорганизация поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями.

  Деятельность личности, ее социальное поведение зависит  от личностных установок. Между  установками и социальными поведением  существует взаимосвязь, которую  можно выделить следующим образом.

  1. Элементарные фиксированные  установки, закрепленные предшествующим  опытом. Это готовность к действиям.

  Этому уровню установок  соответствует реакция личности  на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро  сменяющие друг друга воздействия  внешней среды - поведенческие акты.

  2. Ситуационные установки - это система социальных установок, которые образуются на базе  оценки отдельных социальных  объектов и отдельных ситуаций.

  Этому уровню установок  соответствуют привычные действия  или поступки личности, выступающие  элементами поведения, его целенаправленными  актами, подчиненными представлению  о том, какой должен быть достигнут результат.

  3. Установки - ценностные  ориентации. Это установки личности, определяющие общую направленность  ее действий в той или иной  сфере социальной деятельности.

  Этому уровню установок  соответствует целенаправленная  последовательность поступков или  социальных действий личности  в той или иной сфере жизнедеятельности, когда она преследует существенно  отдаленные цели, достижение которых  обеспечивается системой или  последовательной цепью поступков.

  4. Установки - интересы. Это установки, определяющие направленность  деятельности личности на цели  жизнедеятельности и использование  определенных средств их реализации.

  Этому уровню установок  соответствует поведение личности  по реализации жизненных целей.

  Личность как деятельный  субъект проявляется в самореализации, которая, в свою очередь, включает:

  1. Духовную потребность  в деятельности, самореализации.

  2. Рациональную сферу: самосознание, самопознание, самоощущение, самовосприятие, самонаблюдение, самооценка, самоактуализация.

  3. Эмоциональную сферу: самопереживание, самоутешение, самоуспокоение, самоотвлечение, самопрощение, самоодобрение, самолюбие, самовнушение, самоуважение.

  4. Волевую сферу: самодисциплина, самопреодоление, самостоятельность мышления и действия.

  5. Собственно деятельностную сферу личности.

   Таким образом, личность  как деятельностный субъект реализуется в поведении, а также в выполнении определенных социальных ролей, предписанных соответствующим социальным статусом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личность как субъект деятельности по С.Л. Рубинштейну,

К.А. Абульхановой

Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна.

Как справедливо указывает К. А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта.

Высказав кардинальное положение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности.

Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах — познавательной, деятельностной и отношенческой. В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности: «Субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека».

Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности.

Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.

В субъекте связываются познавательные и деятельностные характеристики психологии человека. Субъект выступает как основание связи сознания и деятельности.

И, как отмечает К. А. Абульханова, в принципе единства сознания и деятельности реализуется субъектный подход в психологии. В двучленную формулу сознание — деятельность вводится третий член - субъект. И в этом смысле субъектно-деятельностный подход превращается в новую парадигму построения психологической науки.

Для социальной психологии ключевой является идея о модуле субъекта. Постановка проблемы связи сознания и деятельности требовала ответа на вопрос о субъекте этой связи.

Этим субъектом является личность. В личности как в фокусе сосредотачиваются отражательный, познавательный аспекты сознания и его качества отношения, переживания, стремления. В социально-психологических качествах личности, выражаемых в ее интересах, идеалах, направленности, мировоззрении, синтезируются ее познавательные, отношенческие механизмы, регулирующие эти отношения.

Сложные системы связей и отношений человека к миру, другим людям, к себе выражаются в краткой и емкой форме, личность является субъектом жизни.

Развитие и конкретизация субъектно-деятельностного подхода содержится в трудах К. А. Абульхановой. Вклад Абульхановой в разработку социально-психологических проблем личности заключается в «развертке» основных категорий этого подхода.

В концепции Абульхановой по-новому представлена категория деятельности. Сама деятельность выступает как форма существования активности. Сам субъектно-деятельностный подход преобразуется в активно-субъектный подход. Активность выступает главным объектом исследования как атрибут личности.

Активность определяется «как жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) возможность быть субъектом». Активность выступает как «интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, как способность и способ самовыражения, самореализации личности...».

Конкретными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность. Определяя разноплановые характеристики активности как качества, состояния субъекта, Абульханова дает ее обобщенную характеристику.

Активность – это системное качество личности, включающее в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. В этом смысле активность характеризует личность как субъект жизненного пути.

Информация о работе Личность как деятельный субъект