Нормативно-правовая база профилактики жестокого обращения с детьми в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:25, реферат

Краткое описание

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).
Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям.

Вложенные файлы: 1 файл

нормативно правовая база.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовая база профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

1.2 Нормативно правовые  основы работы по профилактике  семейного насилия над детьми

В начале ХХ века во многих странах  стали предприниматься попытки  к созданию действенной системы  защиты детей от насилия и жестокого обращения. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

В 1924 году Лига Наций принимает  Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:

ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается  в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;

равенство прав всех без  исключения детей, без различия или  дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;

ребенок « …  для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;

на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления  особой заботы о детях, не имеющих  семьи, и о детях, не имеющих достаточных  средств к существованию.

В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

Конвенция занимает особое место:

во - первых, ее основные положения  касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией  вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;

во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет  возродить понимание семьи как  непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном  положении несовершеннолетнего в семье;

в-третьих, принципиальные положения  Конвенции явились основой для  разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых  государств - членов ООН, в частности - России;

в-четвертых, юридическая  техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка.

В 1996 году Конвенцию ратифицировали 90% всех государств - членов ООН.

Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка: это родители, опекуны, а также те, кто по закону несёт ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего - государство.

Государство обязано следить  за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья детей.

В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых  субъектах РФ. Кроме того, проблемами детства занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.

Впервые защита государством материнства и детства, семьи в нашей стране была провозглашена в Конституции СССР 1977 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения  Конвенции о правах ребёнка. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. Основные принципы Конвенции закреплены в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1 .Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Несмотря на краткость изложения, смысл этой статьи довольно широк.

Прежде всего, это - подтверждение государственной  политики в данной области, которая  соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Однако основным средством государственного регулирования было и остается принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это  право обеспечивается в первую очередь  предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).

Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям.

Особо следует  подчеркнуть, что родительские права  не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон особо  выделяет детей:

оказавшихся в трудной  жизненной ситуации;

оставшихся без попечения  родителей;

инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

жертв вооруженных и межнациональных  конфликтов, экологических и техногенных  катастроф, стихийных бедствий;

из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

оказавшихся в экстремальных  ситуациях;

жертв насилия;

отбывающих наказание  в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

проживающих в малоимущих семьях;

с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Закон признает необходимость  обеспечения социальной адаптации  и социальной реабилитации таких  детей.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм.

Под социальной реабилитацией  понимаются мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы.

Закон гарантирует права  и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п.1 ст.9).

Вывод: В Российской Федерации  принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное  законодательство в области защиты прав ребёнка, и обязывающих защищать детей от насилия в семье. Однако нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над детьми направлены на ликвидацию последствий случившегося. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы предупреждали насилие в семье на данный момент не существует.


Информация о работе Нормативно-правовая база профилактики жестокого обращения с детьми в семье