Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 23:07, дипломная работа

Краткое описание

В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми.
Проблема жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога

по профилактике жестокого обращения с детьми………………………….7

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7

1.2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15

1.3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………... 28

1.4 Направления работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список литературы………………………………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом жестокое обращение с детьми.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ  

Армавирская государственная  педагогическая академия 

Кафедра социальной, специальной педагогики и психологии 
 
 
 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

РАБОТА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО  ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ 
 
 
 
 
 

                                                  Выполнила:

                                                           студентка  5 курса

                                     ППФ

                                                      Загинайло Е.В.

                                                                          

                      Научный руководитель:                              

                                                                          профессор кафедры ССПиП

                                                Спирина В.И 
 
 
 

                                                     Армавир 2011  

                                                

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы работы социального педагога

по  профилактике жестокого  обращения с детьми………………………….7

    1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения…………………7
    2. Общее понятие, причины и источники жестокого обращения с детьми…………………………………………………………………….............15
    3. Основные последствия жестокого обращения с детьми……………...  28

1.4 Направления  работы социального педагога и других специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми………………………………..34

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике жестокого обращения с детьми……………………………………………………………43

2.1 Выявление  семей, склонных к жестокому обращению с детьми………...43

2.2. Содержание программы профилактики жестокого обращения

с детьми…………………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………………63

Список  литературы………………………………………………………………64 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В истории любой страны есть периоды, когда актуальность каких-то социальных проблем или процессов становится чрезвычайной и общепризнанной. В современной России к числу таких бесспорных проблем относится, прежде всего, задача предотвращения жестокого обращения с детьми. Нет необходимости доказывать ценность детства для общества, которое хочет и надеется иметь завтрашний день.

      В современной России наметилась отчетливая тенденция возрастающего интереса к проблемам детства. Разрабатываются и реализуются программы развития и поддержки одаренных детей, детей-инвалидов, детей со своеобразием психического развития. Состояние соматического здоровья подрастающего поколения ставится в обязательную позицию для анализа развития всего общества. Развивается система учреждений образования и социального обслуживания ребенка.

      Этот  интерес не случаен. И дело здесь  не в развитии уровня общественного сознания, личностной и профессиональной зрелости власти. Скорее этот интерес является необходимым уровнем защиты (сродни инстинкту самосохранения), нарушение которого грозит необратимыми последствиями распада общества.

      В ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации» приводятся статистические данные, характеризующие критическое  положение детей в современной  России: рост количества детей, оставшихся без попечения родителей; рост количества детей с задержкой психического развития; высокий уровень количества детей и подростков, совершивших преступления и стоящих на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; рост наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних.

      В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение  мер, направленных если не на решение  этих проблем, то хотя бы на сглаживание их остроты. Между тем, эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующие незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных для нашего общества проблем. У истоков детской наркомании и алкоголизма, асоциальных поступков, преступлений стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (да еще чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), человек, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. Особенно отчетливо это проявляется у детей, механизмы регуляции и контроля собственного развития у которых еще не сформированы, а только находятся в стадии становления. Озлобленный и подавленный ребенок — «идеальный материал» для пополнения армии преступников и жертв.

      Проблема  жестокого обращения с детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения. И только сейчас мы начинаем осознавать ее масштабы и серьезность: в различных его формах подвергается ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних. Переживание ситуации насилия в качестве жертвы или свидетеля сопровождает все большее количество детских судеб.

      Постепенно  стирается грань между «нормальной» жизнью и критическими ситуациями. Многие формы жестокого обращения прочно вошли в современную жизнь и уже воспринимаются нашим сознанием если не как норма, а как привычные явления. После отмены цензуры в средствах массовой информации в России на кино-, теле- и видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без всяких возрастных ограничений) тысячи произведений отечественного и зарубежного киноискусства, содержащих сцены насилия. Как показывают исследования, сцены насилия и жестокости в средствах массовой информации большим количеством детей воспринимаются как нормальное явления. Такое же отношения к жестокости постепенно проникает в реальную жизнь. Агрессия и насилие как формы разрешения конфликтных, сложных жизненных ситуаций нередко воспринимаются детьми как обыденные и привычные. Не всем детям известно и понятно, что насилием можно назвать любые действия, унижающие достоинство человека (оскорбление, угрозы или унижение), а не только изнасилование или избиение. С такими «привычными» формами насилия ребенок может сталкиваться в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте, он получает модели такого поведения из любимых фильмов и передач. Исключением не является и семья, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Жизнь в обществе, где насилие и жестокость является обычным явлением, оказывает существенное негативное влияние на развитие ребенка. Общество, насыщенное насилием в самых разных формах, приводит ребенка к необходимости изменения картины мира, позволяющей ему понять, объяснить и оправдать многие жизненные ситуации, в которые он попадает либо которые ему приходится наблюдать.

      Ощущение  нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей не может оставить безучастными тех, для кого детство является несомненной ценностью и обладает социокультурным смыслом.

        Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы квалификационной работы: «Работа социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми»

      Объект  исследования: жестокое обращение с детьми.

      Предмет исследования: содержание работы социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми.

            Цель исследования: раскрыть теоретические основы работы социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми, разработать и апробировать программу, направленную на его  предотвращение.

Гипотеза исследования: работа социального педагога по профилактике жестокого обращения с детьми будет эффективной, при условии реализации программу, направленной на его  предотвращение.

     Исходя  из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты  задачи исследования:

1. Дать определение понятию «жестокое обращение с детьми».

2. Раскрыть причины,  источники и последствия жестокого  обращения с детьми

3. Организовать  опытно-экспериментальную работу  по профилактике жестокого обращения с детьми.

4. Разработать  начинающему социальному педагогу рекомендации по профилактике жестокого обращения с детьми.

     Методы  исследования. В ходе педагогического исследования использовались следующие методы:

     -теоретические:  анализ психолого-педагогической  и социально-педагогической литературы  по  проблеме исследования;

     -эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование,  педагогический эксперимент.

     -статистические  методы обработки экспериментальных  данных, их качественный и количественный  анализ.

     Квалификационная  работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы работы социального  педагога

по  профилактике жестокого  обращения с детьми

1.1. Исторический аспект проблемы жестокого обращения 

      В последние десятилетия разрушался один из наиболее устойчивых мифов о том, что дети — это единственный привилегированный класс в нашем обществе, охраняемый и оберегаемый государством и обществом. Еще совсем недавно считалось, что случаи жестокого обращения с детьми в нашей стране встречаются редко и связаны с психическим заболеванием или алкоголизмом родителей, их нравственной неразвитостью или моральной дефектностью. В силу, прежде всего, идеологических и ряда других причин проблема насилия над детьми до недавнего времени была закрыта для обсуждения.

      Сейчас  мы начинаем пожинать плоды такого подхода и осознавать масштабы и серьезность этой проблемы. Уже ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Даже семья не является здесь исключением, несмотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

      Сегодня мы можем утверждать, что насилие — определяющая характеристика общественной реальности в России. Речь идет не только о теперь уже постоянных «горячих точках», где гибнут люди, тема насилия становится центральной для средств массовой информации, для обыденного общения и обращения с детьми. Оно незаметно поселилось в наших семьях, проявляясь в самых разных формах (от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий), оно прокралось в школы и детские сады, заполнило улицы.

      Однако  было бы несправедливо полагать, что  насилие над детьми — современная проблема, характерная только для нашей страны. К сожалению, жестокое отношение к детям пронизывает всю историю развития человечества, тенденция роста насильственных действий в отношении детей отмечается сегодня во всем мире.

      Американский  историк Ллойд Демоз в своей работе «Психоистория» приводит примеры того, что «история детства — это кошмар, от которого мы только теперь стали пробуждаться. Чем глубже в историю — тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным». Дети, если им удавалось вырасти, воспроизводили механизмы взаимоотношений взрослых и детей, повторяя ужасы собственного детства.

      Вплоть  до IV века н. э. детоубийство не считалось нарушением правовых и моральных норм. Первобытные родители приносили собственных детей в жертву, сами съедали их. Главнейшим «методом» воспитания была жестокость. За непослушание детей в античности швыряли в реку, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на обочине дороги. Ребенка, который не был безупречен по форме или размерам своего тела, который слишком много или слишком мало кричал или просто был не нужен, как правило, убивали. Детей приносили в жертву, замуровывали в стены домов и городов.

      Считается, что христианство принесло в историю человечества новое мировоззрение и новое отношение к детям. Умерщвление детей стало рассматриваться европейским законом как убийство в 374 году н. э. Церковь противодействовала детоубийству, считая недопустимой встречу их души с душами родителей — их убийц. Однако в христианской Европе в течение длительного времени сохранялось жестокое и пренебрежительное отношение к детям. Ребенка рассматривали как нежелательный результат половых связей: бремя греха и вины лежало на младенце. Детей избивали за малейшую провинность, чтобы изгнать дьявола, называя их «одержимыми».  Заброшенность, наказания детей и продажа их в рабство или крепостную зависимость известны в истории.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми