Общественные работы как направление активной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить общественные работы как направление активной политики.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие активной политики;
2. Изучить понятие общественных работ;
3. Проанализировать организацию общественных работ;
4. Изучить процесс направления граждан на общественные работы;
5. Рассмотреть как происходят расчеты с работником;
6. Изучить источники финансирования общественных работ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………3
1. Активная политика занятости: понятие и основные меры………………………….4
2. Понятие общественных работ ……………………………………………………….9
3. Организация общественных работ ………………………………………………....12
4. Правовые основы общественных работ……………………………………….…….15
5. Направление граждан на общественные работы ……………………….................17
6. Расчеты с работником ………………………………………………………………19
7. Финансирование общественных работ …………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………………………………... …25

Вложенные файлы: 1 файл

ККР Рынок труда.docx

— 44.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  РАБОТЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

Содержание

 

Введение   …………………………………………………………………………………3

1. Активная политика занятости:  понятие и основные меры………………………….4

2. Понятие общественных работ   ……………………………………………………….9

3. Организация общественных работ   ………………………………………………....12

4. Правовые основы общественных работ……………………………………….…….15

5. Направление граждан на общественные работы   ……………………….................17

6. Расчеты с работником   ………………………………………………………………19

7. Финансирование общественных работ   …………………………………………….21

Заключение   ……………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы   ……………………………………………... …25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поводом к организации общественных работ в России всегда служили  неурожаи, отнимающий у широких масс населения главный ресурс продовольствия и делавшие, таким образом, особенно жгучей потребность в заработках, без которых при обычных условиях население могло обходиться. Русские неурожаи превращали дурную и недостаточную занятость нашего населения в острую безработицу. Этим и объясняется то обстоятельство, что, в

 противоположность Западу, призванные бороться с этой безработицей, наши общественные работы являлись почти исключительно работами чрезвычайными. Хотя первые известия о неурожае и голоде в России относятся к 1024 году, общественные работы начались у нас сравнительно поздно. Первые попытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а именно, к царствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайный характер, как, например, работы, устраивавшиеся при Петре I, Анне Иоанновне и Екатерине II.

Итак, под социальной поддержкой безработных  следует понимать систему мер, принимаемых  государством с целью предоставить безработным гражданам помощь в  преодолении трудной жизненной  ситуации, вызванной отсутствием  работы. Организация общественных работ  относится к мерам, направленным на предоставление работы.

Объект работы – общественные работы.

Предмет – значение общественных работ для рынка труда.

Цель  - изучить общественные работы как направление активной политики.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие активной политики;
  2. Изучить понятие общественных работ;
  3. Проанализировать организацию общественных работ;
  4. Изучить процесс направления граждан на общественные работы;
  5. Рассмотреть как происходят расчеты с работником;
  6. Изучить источники финансирования общественных работ.

 

1. Активная политика занятости:  понятие и основные меры

Активная  политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер проводимых государством с целью снижения уровня безработицы.

Активная  политика занятости носит упреждающий  характер, направленный на недопущение  негативных явлений, либо их ликвидацию и уменьшение размеров. Действия активной политики распространяется на экономически активное население.

Основными формами активной политики занятости  являются: 

*  стимулирование создания новых рабочих мест;

*  организация общественных работ;

*  использование гибких форм занятости (неполный рабочий день, рабочая неделя);

*  развитие нестандартных форм занятости (надомничество, совместительство);

*  содействие развитию малого бизнеса и самозанятости.

Последняя форма является наиболее перспективной, т.к. именно развитие малого бизнеса, индивидуального  предпринимательства стимулирует  развитие частной собственности, развитие предпринимательской активности способствует насыщению рынка товарами и услугами и т.д.

Самое важное для государства - средства вложенные  в программу поддержки активной  политики содействия занятости в отличии от компенсационных выплат (пособий по безработице) окупаемы и возвратны.

Подавляющее большинство промышленно-развитых стран с социально-ориентированной  рыночной экономикой главной целью  в области политики занятости  провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и  свободно избранной занятости.

В развитой рыночной экономике субъектами  на рынке труда выступают работодатели и работники (органы) представляющие их интересы - ассоциации предпринимателей. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях. Главная функция государства заключается в том, что она формирует, определяет, контролирует и регулирует интересы партнеров на рынке труда.

Активная  политика на рынке труда имеет своей целью повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.

Для этого  государство осуществляет следующие  меры:

• создание системы достоверной полной и  доступной информации о наличии  вакансий

• организация  профориентации, профконсультирования, профпереподготовки и соц. адаптация  незанятого населения

• профилактика и ликвидация последствий массового  высвобождения путём:

- тщательного  подбора вариантов трудоустройства 
- обеспечение возможностей территориальной мобильности РС (поиск работы по всей территории страны)

- сохранение  занятости за счёт компенсационных  выплат и субсидий к з/п работникам  видимой части скрытой б/р

- помощь  людям, испытывающим особые трудности  в трудоустройстве (инвалидам,  молодёжи, пожилым людям)

- активная  политика не только поддерживает  существование тех, кто потерял  работу, но поощряет активность  каждого человека, направленную  на поиск работы. Это в свою  очередь сокращает его зависимость  от политик поддержки доходов  за счёт соц. выплат, уменьшает  затраты гос. бюджета, снимает  напряжённость в обществе, увеличивает  производительность труда.

К средствам активной политики занятости  относятся:

Информация о рынке труда - сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка  труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует  учитывать ее ограничители - недостаточная  развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует  серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации.

Содействие в трудоустройстве  преследует цель минимизации времени  поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода  заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для  информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего  места работы и работников по запросу  работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная  форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности  в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»). Основная проблема повышения эффективности  этих мероприятий связана с величиной  напряженности на рынке труда (число  претендентов на одну вакансию).

Профессиональное обучение безработных  в целях предоставления возможности  приобрести новую профессию или  повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В-этих целях разработана  нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных  учреждений по многим, в том числе  новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся  неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения  на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу.

Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность Выбора гражданами вида деятельности и формы  занятости в соответствии с личными  склонностями и потребностями рынка  труда, сформировать мотивации высшего  порядка, в том числе и в  трудовой деятельности. В центрах  занятости оказываются услуги по предоставлению: а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка  труда, об особенностях профессий и  специальностей, о требованиях, предъявляемых  ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о  возможностях трудоустройства, получения  профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному  отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической  поддержки, цель которой - развитие навыков  адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь  имеются трудности организационного и кадрового плана.

Общественные работы и организация  временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; подростки  из семей безработных, неполных, многодетных  и неблагополучных семей, а также  подростки, стоящие на учете в  комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и  должна решаться. Однако с позиций  расходования государственных средств  имеется риск оплачивать временное  рабочее место, которое может  быть занято обычным путем с оплатой  из средств нанимателя.

Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение  определенного числа мест, которые  могут быть заняты только работниками  определенной социальной категории) и  поддержка рабочих мест - программы  с частичным финансированием  органами по вопросам занятости и  работодателями. С одной стороны  эти программы обеспечивают возможности  трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато  ограничением доступа к рабочим  местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после  прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного  процесса).

Поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной  занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению  бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления  собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных  инвесторов процесс идет довольно медленно.

 

 

 

 

 

2. Понятие общественных работ

Общественные работы — трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.1

К общественным работам не относится  деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий  аварий, стихийных бедствий, катастроф  и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Общественные работы преследуют цели:

- осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы. Эти цели определяют и принципы, на которых должна строиться организация общественных работ. С этой точки зрения общественные работы должны быть: а) экономически целесообразны, т.е. полезны и не убыточны для организующих их субъектов, которые к тому же должны иметь возможность в дальнейшем воспользоваться результатами произведенных работ; б) доступны, т.е. не требовать от их участников предварительной специальной подготовки; в) социально ориентированы, т.е. в структуре расходов на эти работы должна преобладать оплата труда, а сами работы должны приносить не только экономический, но и социальный эффект;   г) добровольными, т.е. привлечение к этим работам осуществляется на основе свободного волеизъявления работника.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, безработные  граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах  пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие  на учете в органах службы занятости  свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с  их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние  здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности  граждан.

Информация о работе Общественные работы как направление активной политики