Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
дать определение понятию «компетентность»;
выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе
5
1.1 Понятие профессиональной компетенции
5
1.2 Профессиональная компетентность в социальной работе
9
1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе
12
1.4 Профессиограмма специалиста по социальной работе
15
Вывод к главе I
19
Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе
20
2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня
20
2.2 Мотивация персонала
22
2.3 Система непрерывного обучения
26
Вывод к главе II
30
Глава III. Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы
31
Заключение
37
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

3

Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе

5

1.1 Понятие профессиональной  компетенции

5

1.2 Профессиональная компетентность  в социальной работе

9

1.3 Профессиональная подготовка и формирование компетентности специалиста по социальной работе

12

1.4 Профессиограмма специалиста  по социальной работе

15

Вывод к главе I

19

Глава II. Модели повышения профессиональной компетентности специалиста в социальной работе

20

2.1 Оценка компетентности и повышение ее уровня

20

2.2 Мотивация персонала

22

2.3 Система непрерывного  обучения

26

Вывод к главе II

30

Глава III.  Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы

31

Заключение

37

Список литературы

40

Приложение

41


 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы данной курсовой работы - социальная работа, как вид профессиональной деятельности находится в постоянной эволюции и нуждается в инновациях.

Современная социальная работа распространена в различных направлениях – социальная защита, образование, здравоохранение, пенитенциарная система и правоохранительная деятельность, благотворительность, молодежная политика и т.д.

Социальная работа требует  от специалистов, занятых в этой профессии большого объема знаний и профессиональных навыков и умений.

Вполне естественно, что  встает вопрос о границах компетенции  специалиста по социальной работе, о его профессиональных качествах, повышении образования и появлении новых функций и ролей.

Подготовка специалистов и их профессиональное становление является такой же важной задачей для российской социальной работы как и научное осмысление и практические формы оказания помощи нуждающимся категориям граждан.

Необходимость повышения  профессиональной компетенции специалиста по социальной работе обусловлена динамично изменяющимся обществом, предъявляющим все новые требования к представителям данной работы.

На протяжении истории  своего развития, социальная работа осваивала  все новые сферы влияния. И это требовало новых знаний и повышения квалификации от специалистов социальных служб.

Объект исследования – управление персоналом в социальной работе.

Предмет исследования – профессиональная компетентность специалиста по социальной работе.

Цель исследования – выявить пути и методы повышения компетентности специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

    1. дать определение понятию «компетентность»;
    2. выявить роль профессиональной компетенции в социальной работе;
    3. выявить пути формирования профессиональной компетентности в системе подготовки специалистов по социальной работе;
    4. выявить способы оценки повышения компетентности специалиста по социальной работе;
    5. выявить и описать модели повышение компетентности специалиста по социальной работе.

Проработанность проблемы - надо сказать, что данная тема не в достаточной степени проработана в учебной и научной литературе по социальной работе.

Информацию о проблеме профессиональной компетентности можно  найти в научной и учебной  литературе по социальной работе.

В работах таких авторов  как М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, П.Д. Павленок, И.Г. Зайнышев уделяется внимание и этой проблеме, но чаще всего она сводится к вопросам профессионального портрета и профессиональной этики социального работника.

Гипотеза исследования - предположение, что работа с детьми-инвалидами влияет на развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы.

Практическая  значимость -  сегодня социальная работа – одна из самых востребованных специальностей на рынке труда. Это связано, прежде всего, с изменением приоритетов в государственной политике, динамичным развитием социальной сферы России: увеличением объемов финансирования социальных учреждений, постоянным вниманием и заботой о социально незащищенных слоях населения со стороны Правительства РФ и Президента РФ.

 

Глава I. Теоретико-методологические подходы к профессиональной компетенции специалиста по социальной работе

 

1.1 Понятие профессиональной компетенции

Понятие «компетенция»  происходит от латинского слова «competere», что означает соответствовать, подходить.

Под этим термином обычно понимается:

      1. компетенция общая – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;
      2. компетенция профессиональная – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знания при решении задач профессионального рода деятельности;
      3. компетенция (управления персоналом) – это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и иным качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании;
      4. компетенция (юридический термин) – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);
      5. компетенция межкультурная – способность успешно общаться с представителями других культур;
      6. компетенция ключевая, организации – совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе.

В нашей стране под  профессиональной компетенцией принято  понимать совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, опыта работы, отношение к компании, лояльность к руководителям и коллегам, умение «вписываться» в микроклимат организации.

Такие понятия как  «компетенция» и «компетентность» в обиходе имеют значение синонимов.

С этой позицией не согласны некоторые исследователи.

Э.В. Зеер и Э. Сыманюк  обозначают термином компетентность –  интегративную целостность и  действенность знаний, умений, навыков  вообще, а термином компетенции –  интегративную целостность, действенность знаний и опыта в профессиональной деятельности. С.Ш. Чернова считает, что под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций, а компетенция – единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида. И.Л. Зимняя разводит эти понятия - компетенция является своего рода программой, по которой развивается компетентность, то есть понятие компетентность гораздо шире.

В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые классификации».

К числу «ключевых  классификаций» относятся:

1. психомоторные умения, общетрудовые качества, познавательные  способности, индивидуально-ориентированные  способности, социальные способности;

2. основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (самоуправление, профессиональный и социальный рост), ключевые навыки (коммуникация), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к планированию и анализу;

3. социально-профессиональные  и персональные квалификации, профессионально-когнитивные  способности;

«Ключевые компетенции»:

      1. социальная компетенция (способность взять на себя ответственность, совместно выработать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия;
      2. коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, компьютерное программирование);
      3. социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);
      4. когнитивная компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего внутреннего потенциала, способность к саморазвитию, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения);
      5. межкультурная компетенция;
      6. компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
      7. специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Согласно определению  О.В. Ховова (энциклопедия профессионального  образования под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает не только представления о квалификации (профессиональных навыках, опыта деятельности, умений и знаний),

но также социально-коммуникативные  и индивидуальные способности обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.

В рамках данной работы, понятие компетентность интерпретируется как совокупность профессиональных знаний, навыков и опыта, профессионально-значимое качество, необходимое для эффективного выполнения должностных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Профессиональная  компетентность в социальной работе

Специалист по социальной работе осуществляет свою профессиональную деятельность в системе «человек – человек». Его работа заключается  в оказании необходимой помощи нуждающемуся человеку – клиенту (или группе лиц).

Так как клиенты социальной работы не являются однородной группой – среди них есть различные категории нуждающихся граждан – то, от специалиста требуется освоить большой объем знаний и владеть.

Важно и то, что ситуация клиента всегда индивидуальна. Поэтому  в рамках компетентности специалиста по социальной работе должны присутствовать такие качества как креативность мышления и способность брать на себя ответственность. К сожалению, в нашей стране социальная работа представлена государственными социальными службами, в которых существует строгая вертикаль власти, не позволяющая специалисту принимать решения независимо.

В рамках компетентности специалиста по социальной работе принято  выделять:

1) специальную компетентность:

- понимание предназначения  профессии специалиста по социальной  работе;

- овладение нормами  профессиональной деятельности, высокой  эффективности;

- достижение высоких результатов в решении проблем клиента;

- профессиональное мастерство;

- профессиональное мышление, интуиция, самостоятельность в решении  проблем клиента;

- оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки;

2) коммуникативная компетентность:

- отнесение себя к профессиональной общности;

- овладение нормами  профессионального общения, этическими  нормами профессии;

- направленность профессиональных результатов на благо клиентов;

- социальная ответственность  за свои профессиональные действия;

- умение сотрудничать, легкая совместимость;

- готовность к изменениям  в межличностных отношениях, умение  воздействовать на эти процессы;

- умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессии и направлять его на решение нужд клиентов;

3) личностная компетентность:

- устойчивая профессиональная  мотивация;

- наличие позитивной  Я-концепции, самоценность;

- переключаемость, универсальность;

Информация о работе Организация исследования профессиональной компетентности специалиста социальной работы