Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:49, реферат
Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………..3
Особенности культурной политики передовых стран Запада…………………5
Управление и финансирование учреждений культуры стран Запада………7
Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»…………………………………………………………………………13
Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне ………15
Зарубежные модели досуга …………………………………………………….20
Стратегические дилеммы культурной политики……………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………...26
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Академия культуры и искусств
Кафедра социально-культурной деятельности
Харлашкин Александр Викторович
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ
РЕФЕРАТ
По предмету: СОЦИАЛЬНО культурная работа за рубежом
Выполнил студент
2 курса 24 группы
очная форма обучения
Тамбов, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Особенности культурной политики передовых стран Запада…………………5
Управление и финансирование учреждений культуры стран Запада………7
Культурно-досуговая работа
с инвалидами и людьми «третьего
возраста»………………………………………………………
Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне ………15
Зарубежные модели досуга …………………………………………………….20
Стратегические дилеммы культурной политики……………………………...24
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.
Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.
Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.
Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)
В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.
Каким же образом (здесь и
далее мы имеем в виду передовые
страны Европы и Америки) удается
обеспечить высокий уровень рекреационно-
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.
Особенности культурной политики передовых стран Запада.
Как и социальная
работа, культурно-досуговая
В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.
Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М., 2002. -Вып. 7-8. С.5-7.) Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:
§ изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;
§ утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;
§ особая форма приватизации в секторе культуры;
§ возрастание экономического фактора культуры;
§ возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;
§ отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.
При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).
Аналогичные данные содержатся в книге Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство» (см. приложение 3).
Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.
Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества.
Таким образом, основная часть
работы по организации досугово-
В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.
Управление и финансирование учреждений культуры стран Запада
Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача власти в области культуры, - говорит С.Манди, - оказать поддержку, а затем отойти в сторону». (СНОСКА: Цитируем по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002. -С.91) Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. (СНОСКА: См.: Там же.- С93) Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения. (СНОСКА: См.: Там же. - С.92)
Поскольку отрасль культуры
и культурно-досуговой
Условные обозначения:
А - государственно-бюджетный сектор;
Б - общественно-добровольный сектор;
В - коммерческий сектор;
I - общенациональный уровень;
II - региональный уровень;
III - муниципальный уровень.
Государственно-бюджетный
сектор является в большинстве государств
основным. Средства на культуру закладываются
в ежегодные бюджеты
Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.
Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.
Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. М„ 1996. С. 127)
Поскольку управление - это, прежде всего, распределение ресурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация финансирования в сфере культуры2. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в Финляндии; во Франции - 51 %, в Норвегии - 56 %, в Швеции - 54 %. (СНОСКА: По другим данным, региональные и местные бюджеты составляют в среднем примерно 75% общих расходов на нужды культуры, см.: Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.66)
Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.
В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.
В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское искусство (41%).
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.
В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий. (СНОСКА: См.: Богачена О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. – С.66)
По мнению канадских ученых,
можно выделить три основные модели
финансирования сферы культуры и
искусства в индустриально
1 модель. Государство - вдохновитель.
Оказывает косвенное влияние
на культуру посредством
2 модель. Государство - патрон.
Стремление изолировать сферу
духовного творчества от
3 модель. Государство - архитектор.
Активное влияние через
Информация о работе Основные особенности культурной политики за рубежом