Причины дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.
2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.
3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
4. Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;

Вложенные файлы: 1 файл

социальная работа с детьми девиантного поведения.docx

— 98.36 Кб (Скачать файл)

Причины дезадаптации

 

 

 

 

Пять ступеней, ведущих к переориентированию  
негативного поведения

 

1. Установите и сохраните  отношения взаимного уважения.

2. Определите цель или  причину негативного поведения  подростка.

3. Помогите подростку  распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких  обвинений.

4. Создайте ученику такие  условия, при которых негативное  поведение станет бессмысленным  и неуместным.

5. Поощрив ученика, предоставьте  ему возможность:

  • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
  • объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;
  • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;
  • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;
  • научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

 

Выявление и сопровождение  учащихся «группы риска»

 

В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем  у подростков, важное место занимает своевременное выявление детей  и подростков «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию  наличия социально-эмоциональных  проблем.

М. С. Полянский выделяет ряд требований, котором должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:

1. Нацеленность на выявление  позитивных факторов развития  и поиск путей решения проблемы.

2. Простота, доступность,  скорость переработки. Для педагогов  первого уровня сопровождения  особенно ценными являются те  методики, которые позволяют быстро  и эффективно выявлять пути  решения проблемы.

3. Диагностический инструментарий  должен обеспечивать безопасную  с точки зрения возможности  разглашения информации процедуру  исследования, соблюдение принципа  приоритета интересов ребенка  (подростка).

  Взаимодействие классного  руководителя, учителей, сотрудников  службы (центра сопровождения) обеспечивает  эффективность работы по выявлению  и сопровождению учащихся группы  социального риска, то есть  учащихся, которые находятся в  неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех  в учебе,  миграции и др.), испытывающие  на себе воздействие негативных  социальных факторов развития. У  таких детей и подростков могут  возникнуть социально-эмоциональные  проблемы, если на 1 и 2 уровнях  помощи не будет обеспечена  необходимая помощь и поддержка.  Одним из наиболее часто используемых  в настоящее время инструментов  для выявления таких подростков  является социальный портрет  класса, который составляется социальным  педагогом совместно с классным  руководителем. О проблемах учащихся  классный руководитель может  сообщить сотруднику службы сопровождения  (социальному педагогу или педагогу-психологу)  лично или в процессе заполнения  анкеты, которая предлагается ему  не реже 1 раза в четверть.

После выявления «группы  риска» классный руководитель и сотрудники службы сопровождения приступают к  сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют  особого  внимания  со  стороны  педагогов   и   сотрудников  службы  (ППМС-центра).

 Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации :

  • беседа учителями и с классным руководителем;
  • беседа с родителями;
  • изучение особенностей развития;
  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником   медицинской службы;
  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;
  • изучение особенностей классного коллектива (социометрическое исследование, наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);
  • анализ социального портрета класса;
  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Важным условием эффективной  работы по выявлению подростков «группы  риска» является своевременное обращение  классного руководителя или учителя  к специалистам сопровождения в  случаях:

  • наличия у подростка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение…);
  • появления у подростков проявлений депрессивного состояния (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.);
  • пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • употребления или предполагаемого употребления ими спиртных напитков и других наркотических веществ;
  • кризисной ситуации в семье;
  • резкого ухудшения состояния здоровья;
  • в других случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу эмоциональному благополучию подростка.

На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно  разрабатывают план индивидуального  сопровождения подростка «группы  риска».

Выявление подростков с социально-эмоциональными проблемами осуществляется в процессе систематически проводимой массовой диагностики  или в результате получения сигнала  о проблеме от самого подростка, учителя, родителей; других представителей ближайшего окружения.

Как отмечалось выше, помощь подростку в решении социально-эмоциональных   проблем   оказывается   на  разных  уровнях,  первый  из  которых – его ближайшее окружение: родители, классный руководитель, одноклассники  и учителя. Следующим уровнем  помощи будет специально организованное     в     образовательном     учреждении    сопровождение   (ППМС-центр, служба сопровождения в сотрудничестве с учителями и классным руководителем). Но в отдельных случаях возникает необходимость предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Педагог, осуществляющий сопровождение, поддерживающий постоянный контакт с различными учреждениями, оказывающими помощь детям и их родителям,  является в таких случаях посредником.  Педагогу сопровождения необходимо поддерживать связь с ближайшим окружением ребенка. В своей работе по оказанию помощи  учащимся он взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом и педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

Программа индивидуального  сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя: 

  • взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
  • организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
  • помощь в преодолении учебных затруднений;
  • помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
  • сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 
  • организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                          
  • обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;
  • защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

Заметим, что развитие социально-эмоциональной  компетентности – важное условие  профилактики социально-эмоциональных  проблем, одна из важнейших задач  педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:

  1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
  2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
  3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.

Индивидуальное сопровождение  подростка «группы риска» может  осуществляться специалистом по сопровождению  во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения (консультативное сопровождение, о котором мы рассказали выше).

Взаимодействие со всеми  специалистами ППМС-центра, медицинской  службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора  по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы  обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению  и сопровождению учащихся «потенциальной»  и «реальной» группы социального  риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой  риска»?

В «группу риска» могут  попасть учащиеся, которые находятся  в социальных условиях, неблагоприятных  или не достаточно благоприятных  для их развития. У таких детей  могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные  проблемы, если на 1 уровне помощи не будет  обеспечена необходимая поддержка.

Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие  особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

 

Взаимодействие с классными  руководителями, учителями и заместителями  директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность  работы социального педагога по выявлению  и сопровождению учащихся «потенциальной»  и «реальной» группы социального  риска

Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?

Это те учащиеся, которые  находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У  этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные  проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая  поддержка.

 

После выявления «потенциальной группы риска» классный руководитель может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников ППМС-центра.

АНКЕТА ДЛЯ  ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ  
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.

  Дата заполнения

 

2.

Фамилия, имя, отчество

 

3.

Количество детей  в семье

 

4.

Количество членов семьи

 

5.

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

 

6.

Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.)

 

7.

Вредные привычки ребенка (если есть)

 

8.

С кем ребенок  проводит большую часть времени  дома? Чем чаще занят дома?

 

8.

Как дома ласково  называют ребенка?

 

9.

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или  другие оздоровительные мероприятия?

 

 

 

10.

Гуляет ли ребенок  после школы?

 

11.

Чем занимается ребенок  после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?

 

 

 

 

12.

Как родители чаще всего  реагируют на нежелательное  поведение ребенка?

 

 

13.

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

 

14.

Сколько времени  ребенок затрач. на выполн. дом. задания?

 

15.

Оказывают ли  ему при этом помощь? Если да, то какую  и кто?

 


Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального  сопровождения 

 

 

  Что мы понимаем под «группой риска»?

Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие  особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».

Задача, стоящая перед  социальным педагогом и классным руководителем  - предупредить попадание  ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

Одним из инструментов решения  данной задачи является социальный портрет  класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем

Информация о работе Причины дезадаптации