Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа
Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9
Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24
Заключение
34
Список литературы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15
ПРЕДМЕТНАЯ КОМИССИЯ
ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
РАБОТА ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Ененкова Елена Олеговна
Специальность 050702
Организация воспитательной
деятельности
Курс III , Группа В-33
Предмет: Методика и практика
социального образования
молодёжи
Белозёров В.К., д.п.н.
________________
Москва - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава I. Теоретические основы отношения
в психологической науке |
6 |
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях |
6 |
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты |
9 |
Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи |
13 |
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи |
13 |
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской дедовщины |
24 |
Заключение |
34 |
Список литературы |
36 |
Приложение |
39 |
ВВЕДЕНИЕ
Исторически
в нашей стране защита Отечества
всегда считалась почетной обязанностью.
Во все времена забота о воинах,
как правило, выдвигалась на первый
план и была прерогативой государства,
материальной и нравственной основой
самоотверженного служения Родине, важнейшим
показателем состояния ее обороноспособности.
Реформы, проводимые в России в последние
десятилетия, привели к глобальным
экономическим, политическим и социальным
изменениям. Неуверенность в завтрашнем
дне, девальвация традиционных ценностей,
расслоение общества и обнищание
большей части населения
Армия тесно
связана с основными сферами
жизни общества, поэтому ее функционирование
и развитие обусловлено и определяется,
прежде всего, уровнем материального
производства, состояния военно-
В современной психологии изучение отношения молодежи к воинской службе – одна из малоразработанных проблем. Интерес к данной проблеме возник в связи с тем, что в последние годы значительно возросло количество «отказников» и лиц, уклоняющихся от прохождения воинской службе. Для принятия необходимых управленческих решений, организации военно-патриотического воспитания, формирования военно-профессиональной пригодности необходимы знания, в частности, об отношении учащейся молодежи к военной службе.
В связи с
произошедшими социально-экономическими
изменениями, ослаблением военно-
Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Методы исследования представлены группами:
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней рассмотрен и систематизирован материал, отражающий реальный имидж Российской армии на современном этапе развития общества, от которого во многом зависит отношение к военной службе у подростков и юношей.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.
1.1 Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
Теоретические основы анализа отношений человека к различным сторонам действительности еще в начале 20 века заложены А.Ф. Лазурским в его учении «об экзопсихики» и В.М. Бехтеревым в учении «о соотносительной деятельности».
С точки зрения
А.Ф. Лазурского, отношение личности
к тем или иным объектам среды
рассматривается как
Все отношения человека разделяются им на 15 видов, в зависимости от объектов этих отношений: к вещам, к отдельным людям, к социальной группе, к противоположному полу, к семье, к государству, к труду, к материальной обеспеченности, к собственности, к праву и нормам поведения, к нравственности, к мировоззрению и религии, к науке, к искусству, к самому себе. [14, 125-130].
Наиболее
глубокая разработка категории «отношение»
была сделана в концепции В.Н.
Мясищева, который определяет его
как избирательную, осознанную связь
человека со значимым для него объектом,
как потенциал психической
В подходе
В.Н. Мясищева особо акцентируется
системный характер отношений человека:
«Психологические отношения человека
в развернутом виде представляют
целостную систему
Отношение
рассматривается В.Н. Мясищевым и
как объективная, реально существующая
связь между человеком и
Понятие отношения возникает там, где есть субъект и объект отношения.
По мнению С.Л. Рубинштейна, именно у человека такой характер связи выступает с полной отчетливостью. Сознательное отношение представляет собой лишь высокий уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития. Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей общественной действительностью [26, 635].
С.Л. Рубинштейн связывал понятие «отношение» с деятельностью. Он указывал, что, имея потенциальный характер, отношение влияет на сущность протекания деятельности и во многом определяет глубину и осознанность ее процессов.
По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции помогают личности глубже проникнуть в сущность самой деятельности, понять ее значение и более сознательно выразить свое отношение к ней. Он рассматривал всякий психический процесс как имеющий не только познавательную сторону, но и сторону, затрагивающую потребности и интересы индивида, что выражает определенное эмоционально-волевое отношение к окружающему [26, 135, 562].
С.Д. Дерябо предлагает рассматривать отношение как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, служащее фактором, обусловливающим поведение.
А.Н. Леонтьев рассматривал «отношения» с введенным им понятием личностного смысла, выступающего как отношение в деятельности субъекта.
Можно сделать
вывод, что психологи В.Н. Мясищев,
С.Л. Рубинштейн, С.Д. Дерябо, А.Н. Леонтьев
рассматривают категорию
1.2
Определение содержания
Само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Отмечается, что специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.). В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий[14, 247].
Данный смысл
закреплен в классическом определении
отношений личности, которое принадлежит
В.Н. Мясищеву: отношения – целостная
система индивидуальных, избирательных,
сознательных связей личности с разными
сторонами объективной
Отношение,
по Мясищеву, всегда структурно и включает
простейшие эмоциональные переживания;
через включение оценочных
Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.
Оценка – предполагает наличие критериев, единиц измерения, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для выяснения суждений о сходстве и различии объектов, уровне развития явления, характере его связи с другими явлениями, а также позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение – неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией самооценки человека[20, 194].
Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение».
Межличностное отношение – это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки.
Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи