Проблемы вузовского образования в Современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

В конце ХХ века стали широко и на высоких уровнях обсуждаться глобальные проблемы современности:социально-экономические,экологические,демографические и гуманитарные проблемы увеличивающегося разрыва в развитии передовых стран и государств третьего мира. Глубокие научные исследования, расчеты, политические прогнозы показывают, что современное образование представляет одну из глобальных проблем цивилизации и что кризис этого образования имеет планетарный характер. По мнению ЮНЕСКО, обеспечение соответствия высшего образования требованиям современности, относится к числу неотложных задач, поскольку современная рыночная экономика нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющих не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других.

Содержание

Введение…………………………………………….………………………….…3
Основная часть:
современные тенденции развития вузовского образования...…………….5
проблемы вузовского образования в Современной России: сущность и причины……………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………..………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)
 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………….………………………….…3
  2. Основная часть:
    1. современные тенденции развития вузовского образования...…………….5
    1. проблемы вузовского образования в Современной России: сущность и причины……………………………………………………………………..14
  1. Заключение………………………………………………………………………26
  1. Список использованной литературы…………………………………..………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление.

 В  конце ХХ века стали широко  и на высоких уровнях обсуждаться  глобальные проблемы современности:социально-экономические,экологические,демографические  и гуманитарные проблемы увеличивающегося  разрыва в развитии передовых  стран и государств третьего  мира. Глубокие научные исследования, расчеты, политические прогнозы показывают, что современное образование представляет одну из глобальных проблем цивилизации и что кризис этого образования имеет планетарный характер. По мнению ЮНЕСКО, обеспечение соответствия высшего образования требованиям современности, относится к числу неотложных задач, поскольку современная рыночная экономика нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющих не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других.

Для того, чтобы обеспечить соответствие высшего  образования требованиям современности, ожиданиям общества, необходимо переосмыслить его миссию, определить заново его функции, прежде всего образовательные и научно- исследовательские, которые оказывают наиболее сильное влияние на развитие экономики, культуры, социальной сферы. Требуется также переосмысление роли и ответственности государства и всех его институтов, общественных структур, бизнеса, всего общества за состояние и развитие образования как главного источника устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни людей, решения не только национальных, но и глобальных проблем, с которыми связано выживание  человека на нашей планете. Эксперты ЮНЕСКО исходят из того, что высшее образование выполняет весьма важные экономические и социальные функции, которые приносят пользу всему обществу: вклад высшего образования в экономический рост, обеспечение национальной безопасности; увеличение гибкости рынка труда; производство, хранение и передача научных знаний последующим поколениям; подготовка граждан для активной деловой и политической деятельности т.п. , от чего в значительной степени зависит моральное и духовное состояние общества и благополучие его членов.

«Всемирная  декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры», принятая 9 октября 1998 года в Париже подтверждает, что «без адекватного высшего образования и научно- исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития на эндогенной основе».

Вместе  с тем, по мнению участников Всемирной  конференции по высшему образованию, принявшей указанную Декларацию, «повсюду высшее образование сталкивается с серьезными проблемами и трудностями», среди которых финансирование и обеспечение равного доступа к нему занимают первое место.

С этими  проблемами живет и современная  Россия, с той лишь разницей, что  в России они дают о себе знать  более остро и болезненно, чем  в развитых зарубежных странах. Поэтому  целью данной курсовой работы является изучение современных тенденций  развития высшего образования, его  основных проблем и причин их возникновения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

  1. Современные тенденции развития вузовского образования.
 

Во Всемирной  декларации о высшем образовании  ХХI века подчеркивается, что «общество все больше зиждется на знаниях, так что высшее образование и научные исследования выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально- экономического и экологически устойчивого развития человека, сообщества и наций».[1]

Огромная  роль знаний в жизни общества признаётся и в России. «Общепризнанно, что  научно- технический потенциал любой  страны есть большее богатство, чем  запасы полезных ископаемых или накопленное  веками мастерство работников традиционных отраслей производства. Наука является самым современным инструментом материального и духовного процветания, индикатором интеллектуального  и морального уровня общества. Судьба России как государства, являющегося  составной частью мирового сообщества, всецело зависит от состояния  и перспектив её интеллектуальных ресурсов». [17]

Три знаковых события определяют развитие современной  российской высшей школы. Первое- Всероссийское  совещание работников просвещения ( январь 2000 год), на котором были подведены  первые итоги реформы образовательной  системы страны. В своей речи на совещании В.В. Путин заявил: «  Россия впервые за последние 200-300 лет  стоит перед лицом реальной опасности  оказаться во втором, а то и третьем эшелоне государств мира». Его речь с нелицеприятной оценкой вузовской реформы 90-х годов ХХ  века, задавшая курс на истинную модернизацию высшей школы, была первым публичным выступлением как главы государства перед российской общественностью.

На совещании  была принята «Национальная  образовательная доктрина Российской Федерации», давшая объективную оценку начального этапа реформирования образовательной системы России вообще и высшей школы, в частности, и потребовавшая изменения направленности её модернизации. Впервые в государственном программном документе была дана официальная оценка начатой в стране образовательной реформе. «В последнее десятилетие,- говорится в ней,- многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества».

Другим важным событием стал выход в свет (двумя изданиями – 2001 и 2003 г.г.) книги коллектива авторов, представляющих высшую элиту научной и вузовской общественности страны во главе с В. А. Садовничим, под исполненным тревоги за судьбы отечественной высшей школы названием «Образование, которое мы можем потерять». В книге проведён критический анализ происходящих в высшей школе процессов и вынесен диагноз острого системного кризиса, который нашел выражение в дефундаментализации и девальвации образования, а также в «утечке русских умов» за рубеж, и даны рекомендации по его преодолению.

Третьим событием в развитии высшей школы стал ввод в научный оборот понятия «русские модели образования», которое не только завершило первую, деструктивную, фазу вузовской реформы, перешедшей во вторую, конструктивную, её фазу, но и открыл принципиально новую ретроспективу  университетского строительства в  России.

С понятием русской модели образования пришла, точнее, вернулась заложенная Петром 1  идея государственного попечения над высшей школой и активной образовательной политики, которую он выразил формулой «император- протектор университета». Петр 1 верил в великое будущее России и в условиях крайнего дефицита времени он не стал дожидаться, пока в России народятся «свои Платоны и быстрые разумом Невтоны», и подчинил университет, созданный для удовлетворения личных потребностей человека в знаниях, задачам коренной модернизации страны. Начал Пётр 1 с того, что пригласил лучших ученых Запада и поставил и поставил на службу науке и образованию всю мощь государственной машины. История подтвердила мудрость принятого смелого решения. Не прошло и трех веков, как почти поголовно неграмотная страна превратилась в настоящий питомник по выращиванию для Запада высококлассных ученых и специалистов.

Сегодня русский  путь признают специалисты как у  нас в стране, так и за рубежом, о чем имеется множество самых  авторитетных свидетельств. Чтобы первыми  увидеть свою планету из космоса, русские выработали собственную  модель высшей школы, которая воплотила  наилучшее, что было накоплено западными  университетами и обогащено русской  мыслью и опытом. Воспитанники русской  школы первыми проложили дорогу в космос, опередив признанных лидеров  мирового университетского сообщества.

Понятие «русская модель образования», которому положил  начало Петр 1, явилось не сразу в  готовом виде, а через понятие  «русский тип университета», пройдя испытания 90-х годов. И тот факт, что оно получило официальное признание лишь в начале ХХI века, говорит о том, что псевдореформа 90-х открыла невидимые ранее грани наследия Петра 1 и его главные непреходящие ценности. Так наследованный нам Петром 1 синтез политической воли с образованием, наукой и искусством в целях коренной модернизации России предстал истинным венцом его творческого наследия. Эта грань его творчества открылась в полной мере в наше время, когда стало очевидным истинное значение его вклада в теорию и практику высшей школы. И не будет преувеличением сравнить явление «русской модели университета»с прорывом в мир наноизмерений и нанотехнологий.

С падением железного занавеса пришло невиданное ранее явление- «утечка русских  умов» на Запад, которая подвела  выразительный итог всему предшествующему  развитию русских университетов. Их выпускники оказались востребованы на мировом рынке интеллектуальных  услуг. Поэтому В. В. Путин не раз подчеркивал необходимость обеспечить такое положение, «чтобы наше образование стало передовой частью мировой системы образования, сохранив при этом наработанные веками и десятилетиями преимущества российской системы образования». [2]

И вместе с  тем выдвинул новую задачу: «В эпоху  «экономики знаний» и  инноваций  государство должно поддержать граждан  в их желании наращивать знания». Говоря так, В. В. Путин дал понять, что вместо противопоставления русской  и западной моделей мы имеем плодотворный синтез. А это означает, что Россия не отказалась от исторического выбора активной образовательной политики. Среди российского населения  возрастает роль высшего образования, что проявляется в росте его востребованности. Это отражается в значительной динамике численности студентов на 10 тысяч населения.

Так, в начале реформ в стране в 1991-1992 учебном году этот показатель составлял 186 человек  на 10 тысяч населения, к началу 2001-2002 учебного года он достиг 373 человека, а  сейчас-  514 человек. В итоге рост составил 2,8 раза. В настоящее время  в России функционирует  огромное количество  вузов, обучение осуществляется по 92 направлением и более 430 специальностям. В государственных вузах обучаются  свыше 6 млн.студентов, около 43 тысяч  аспирантов и докторантов, работает более 265 тысяч штатных преподавателей и 42тысячи преподавателей- совместителей. В состав современных вузов входят свыше 700 НИИ, 60 опытно- конструкторских бюро, более 25 тысяч производственных предприятий и малых фирм. Многие вузы имеют    развернутую инфраструктуру: поликлиники, общежития, предприятия общественного питания и быта, спортивные базы и дома отдыха. Таким образом, российская система высшего образования представляет собой полифункциональный комплекс народного хозяйства, требующий больших человеческих и организационных ресурсов.

Интенсивные социально- политические и экономические  преобразования в нашей стране, связанные  с формированием постиндустриального  общества и переходом к рыночным отношениям, предъявляют большие  требования к высшим учебным заведениям. Однако для того, чтобы деятельность в области высшего образования  была адекватна времени, недостаточно расширения образовательных стандартов и усложнения учебных программ, требуются более глубокие качественные преобразования. В настоящее время они осуществляются в нескольких направлениях.

Одно из направлений в целом связано  с перестройкой человеческого общества в информационное, что проявляется  на общемировом уровне. Информационное общество, с одной стороны, требует  новых идей, новых знаний и новой  информации, с другой стороны- новых  способов ускоренного получения  и постоянного обновления знаний, что предполагает формирование у  каждого человека нового типа мышления и одновременно делает необходимым  усвоение определенных моральных правил и поведенческих норм. В соответствии с этим меняются цели образования. Если ранее, до эпохи информационной революции, важнейшей целью образования являлась  передача знаний от учителя к ученику, от старшего к младшему, то теперь главной целью образования становится формирование социально- значимых способностей, определяющих самостоятельность, активность, инициативность и социально- коммуникативные возможности выпускника.

Другим направлением динамики в сфере высшей школы  на мировом уровне является процесс  интернационализации образования. При этом явление интернационализации  образования охватывает не только содержательный план, но и затрагивает формы организации  и методику обучения. Таким образом, высшее образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок и решение геополитических  задач.

Мировые тенденции  в развитии образования проявляются и в нашей стране, приобретая свою специфику и их возможно классифицировать( см. таблицу 1) 
 
 
 
 
 

    Таблица № 1

    Тенденции развития российской системы высшего  образования на современном  этапе. 

    Тенденции Содержание
    Глобальные, отражающие общемировые тенденции  в образовательной сфере. 

    Общероссийские, связанные  с переходом к рыночной экономике- диверсификация, внедрение экономических  методов в организацию деятельности и управление, коммерциализация образовательных учреждений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Региональные, отражающие расширение системы образования  при одновременном усложнении управления. 

    Изменение целей  образования, интернационализация, информатизация и компьютеризация. 

    1)«Диверсификация  образования», которая представляет собой отказ от одного традиционного учебного процесса и переход на новые образовательные технологии, появление разнообразных высших учебных заведений, в том числе негосударственных. На сегодняшний день негосударственный сектор высшего образования соответствует 39% от числа всех вузов страны.

    2) Реорганизация  институтов в академии и университеты: за период с 1995 по 2010 г.г. число  российских государственных университетов  выросло с 75 до 412 учебных заведений.

    3) Переходит  в основном  на подготовку специалистов  гуманитарного и социально- экономического  профиля.

    4) Рост числа   студентов, обучающихся по не  дневным  формам, составил 2,7 раза.

    5) Дистанционная  технология образования является важной тенденцией развития высшего образования России. Развитие дистанционного образования создает предпосылки для появления такой тенденции, как интернационализация образовательной системы, создание интернациональных образовательных структур различного назначения, что проявляется в открытии в вузах центров международного образования, совместных российско- зарубежных программ в учебных заведениях, привлечении к учебному процессу в российских вузах иностранных преподавателей и организации интернациональных научно- педагогических коллективов и научных сообществ. 
     

    Децентрализация управления, которое заключается  в перераспределении полномочий между федеральным центром и  регионами: регионы начинают выступать  в новом качестве – в роли организаторов  хозяйственного процесса, формирующих на своей территории весь комплекс условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества; «регионализация образования» заключается в активном развитии региональной системы образовательных учреждений всех уровней, функции которой ориентированы на удовлетворение потребностей населения региона в образовании с учетом географической, экономической, национальной и социо-культурной специфики региона.

Информация о работе Проблемы вузовского образования в Современной России