Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время, когда нестабильность в экономике и социальной сфере стала постоянным явлением, появляется все больше людей, требующих к себе особого внимания и заботы. Среди них многодетные семьи и одинокие матери, престарелые и больные люди, инвалиды войны и труда, представители незащищенных слоев населения. Особое место в этой группе занимают дети-инвалиды, число которых в России увеличивается ежегодно. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет в России 545 тысяч человек. А численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике [8].

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность основных понятий социальной работы с детьми-инвалидами…………5

Глава 2. Особенности детей-инвалидов и их развитие в Центре детского творчества …….13

Глава 3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества
и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов……………………………..24

Заключение ………………………………………………………………………………………28

Список литературы ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Вера.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

 

 

 

 

Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

 

«Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб»

 

 

 

 

 

 

 

               Выполнила:

студентка факультета ИСиГН

3 курса группы СР

Сергеева Вера Владимировна

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

                     профессор Фокин В. А.

 

 

 

 

 

Тула, 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Сущность основных понятий  социальной работы с детьми-инвалидами…………5

 

Глава 2. Особенности детей-инвалидов и их развитие в Центре детского творчества …….13

 

Глава  3. Содержание взаимодействия сотрудников Центра  детского творчества

и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов……………………………..24

 

Заключение ………………………………………………………………………………………28

 

Список литературы ……………………………………………………………………...............29

 

Приложение ….…………………………………………………………….…………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время, когда нестабильность в экономике и социальной сфере стала постоянным явлением, появляется все больше людей,  требующих к себе особого внимания и заботы. Среди них многодетные семьи и одинокие матери, престарелые и больные люди, инвалиды войны и труда, представители незащищенных слоев населения. Особое место в этой группе занимают дети-инвалиды, число которых в России увеличивается ежегодно. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет в России 545 тысяч человек. А численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67121 человек. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова на заседании президиума Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике [8].

Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его категории – детях-инвалидах. Среди причин способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяются: плохая экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей, множество нерешенных медицинских, социальных, экономических, психологических проблем, рост детского травматизма, распространение наркотиков, инфекций и другие. Министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голикова отметила, что за последние 10 лет в России в 1.5 раза чаще стали рождаться дети с врожденными пороками развития, в частности, "на первом месте в структуре заболеваемости стоят врожденные пороки сердца и центральной нервной системы"[8].

 Реально в России детей-инвалидов, возможно, еще больше, поскольку нет единой системы учета детей-инвалидов. В информационных источниках встречаются   данные  в соответствии, с которыми количество детей-инвалидов  в России определялось 5% всех детей, то есть, оценивалось в 1,5 миллиона. Из всех таких детей в 20% случаев это психические расстройства, столько же случаев врожденных аномалий, например, болезней сердца и системы кровообращения, и других. Статистика болезней нервной системы, типа ДЦП, колеблется от региона к региону, и составляет от 16% до 35% всей детской инвалидности. Детей-аутистов в стране около 150 тысяч. Слепоглухих детей, то есть и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается 12 тысяч [29].

В Тульской области проживает около 180 тыс. инвалидов, в том числе почти 5 тысяч детей-инвалидов [7].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации дети-инвалиды  имеют право на образование и творческое развитие. В реальной жизни дети-инвалиды зачастую лишены возможности реализовать это право [10].

Разработанность темы в литературе: Настоящая работа осуществлялась с опорой на фундаментальные исследования в области теории и методологии социальной педагогики и социальной работы Н.Ф. Басова, В.И.Жукова,  В.Г. Бочаровой, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой. В ходе нашего исследования мы изучили  труды Л.И. Акатова, И.Ф. Албеговой  «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Деинституциализация детей-инвалидов», Д.Б. Богоявленской «Основные современные концепции творчества и одаренности», А.И. Григорьевой «Дополнительное образование как пространство реального социального воспитания», Р.И. Ламаева «Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми», Э.К.Наберушкина «Социальная работа с инвалидами», М.Р.Романова «Реабилитация инвалидов», Е.Г.Саврасова «Дети-инвалиды». При написании данной работы, мы опирались на законодательную базу Российской Федерации о социальной работе с инвалидами, материалы периодической печати, информацию, представленную общественными организациями, органами социальной защиты населения.

Актуальность проблемы и недостаточное ее исследование и обусловили выбор темы настоящей курсовой работы «Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии социальных служб и сотрудников Центра детского творчества».

 Цель исследования: раскрыть теоретические вопросы развития творчества детей-инвалидов.

 Объект исследования: социальная работа с детьми-иналидами.                                                 

 Предмет исследования: Теоретические вопросы  развития творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб.

Задачи исследования:

1. Определить сущность основных понятий  социальной работы с детьми-инвалидами.

2. Особенности детей и их развития в Центре детского творчества

3. Раскрыть содержание взаимодействия сотрудников Центра детского творчества и социальных служб по развитию творчества детей-инвалидов.

Методы исследования: анализ литературных, электронных источников, нормативных документов, синтез, обобщение, сравнение, наблюдение.

Глава 1. Сущность основных понятий  социальной работы с детьми-инвалидами.

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в концептуальных разработках и принципах, способствующих решению предметных задач социальной работы. В зависимости от потребностей решения задач социальной помощи возможно выделение различных аспектов базовых теорий и их сочетаний. Способность общества обеспечить полноценное образование и развитие для всех детей - показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. Основательное образование позволяет  человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции. Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное  развитие, воспитание и образование, завтра может стать балластом общества. Сегодня увеличивается количество вторично, функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального поведения [28].

Специалисты выделяют несколько типов  проблем в процессе развития и обучения. Одна из них проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных работников, органов социальной защиты и специалистов образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования) - детей-инвалидов  с сохраненным интеллектом [24]. Приоритеты социальной поддержки этой группы детей очерчены достаточно четко:  социально-бытовая, материальная помощь, всестороннее развитие с целью дальнейшей адаптации в обществе здоровых людей, помощь в получении образования.

Дети-инвалиды – одна из самых уязвимых социальных групп. Теоретически, люди с ограниченными возможностями получают всестороннюю поддержку государства, и во многих случаях находятся целиком под его опекой. В реальной жизни они оказываются абсолютно беспомощными, отвергаемые чиновниками и обществом [25].

Помощь детям инвалидам жизненно необходима. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов  двадцатого века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолированно от общества.

Многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Для того чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

«Инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и  (или)  социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей [27].

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида», «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [35, с. 111].

Согласно российскому законодательству инвалид - это « лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты» [34].

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять  самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [34]. Это определение сравнимо с тем, которое дается  Всемирной организацией здравоохранения. Представим его как последовательность положений:

1.Структурные нарушения, недуги или повреждения (impairments), видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности (disabilitu),что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации(handicap) [18].

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к особым нуждам, а  также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Чтобы снизить, воздействие таких ограничений разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

Социальная защита инвалидов –  система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [14].

Благодаря новой государственной социальной  политике, исследователям и социальным работникам, просветительской деятельности общественности, выступающих за соблюдение прав человека постепенно происходят изменения, в том числе и в самом языке. Слово инвалид, буквально переводимое с латыни как «недействительный, неосновательный»,   в современном обществе практически выходит из употребления; люди избегают употреблять  «ярлыки», как глухой, слепой, заика, заменяя их словосочетаниями «человек с ослабленным слухом (зрением, речевым развитием)». В русском языке стало уже привычным называть человека с серьезными нарушениями здоровья инвалидом. Сегодня именно это слово употребляется при определении сложности заболевания и социальных льгот, предоставляемых в этом случае человеку. В то же время с понятием «инвалидность» применяются и такие понятия, как ограничение возможностей, нетипичное состояние здоровья, особые потребности [16, с.205].

Декларация прав ребенка, провозглашенная в 1959 году, утверждает:

«Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, представлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства». С этой целью при издании законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка». В 1975 году ООН была принята Декларация прав инвалидов, в которой говорится: «Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения людей имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все формы деятельности, характерные для каждого человека [4]. Согласно Конвенции о правах ребенка, дети имеют право на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободу объединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной  информации, право на образование.

Информация о работе Развитие творчества детей-инвалидов во взаимодействии сотрудников Центра детского творчества и социальных служб