Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1Проблемы социального сиротства
1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО – ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НАПРИМЕРЕ «ДЕТСКОГО ДОМА»
3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая работа по МДК.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

План – задание на курсовую работу

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

               1.1Проблемы социального сиротства

                 1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  1. ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                 2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

               2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО –        ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  НАПРИМЕРЕ   «ДЕТСКОГО ДОМА»

                 3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

                3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ДЕТИ – СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

               1.1Проблемы социального сиротства………………………………..5

                 1.2.Формы жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….7

ОСОБЕННОТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                 2.1. Нормативно – правовое обеспечение социальной защиты детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………12

               2.2. Социально – правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….19

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО –        ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  НАПРИМЕРЕ   «ДЕТСКОГО ДОМА»

                 3.1.Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………….24

                3.2.Анализ основных направлений деятельности защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………..29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………34

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………38

 

 

 

 

                                          Введение

 

В нынешних социально-экономических условиях проблемы детей-сирот в России достигли предельной остроты.

Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путём призрения. С этим понятием ассоциировалось, прежде всего, устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путём.

Проблема помощи и поддержки детей, оставшихся по тем или иным причинам без родителей, возникла давно. Прочное основание системы детских воспитательных домов на Руси положила Екатерина II.В 1764 году открыли Московский, а в 1770 году – Петербургский воспитательные дома. В 1902 году насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые имелись при каждом церковном приходе[8,с.15].

После 1917 года система защиты и воспитания детей-сирот в корне изменилась. Детские приюты были преобразованы в детские дома. Они сыграли большую роль в ликвидации детской беспризорности в годы гражданской войны. Содержание детей-сирот взяло на себя государство. В период Великой Отечественной войны детские дома сыграли особую роль в воспитании детей, родители которых погибли на полях сражений или, как в Ленинграде, во время блокады[47,c.10].

В 1950-60 годы из воспитанников детских домов вышло много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем времени. С конца 60-х годов речь идёт о так называемом “социальном сиротстве”, т.е. большинство детей, живущих в детских домах, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. “Социальное сиротство” влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.

Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. При этом школы-интернаты и детские дома переполнены, растут приюты временного содержания. Пополнение этих учреждений идёт за счёт детей из неблагополучных семей. Рушится основа государственного строя – семья. Политические, государственные и общественные деятели не осознают последствий такого разрушения, хотя учёные и практики образования бьют тревогу: лишение или ограничение возможностей удовлетворения ребёнком жизненно важных и социально значимых потребностей, получаемых, как правило, в семье, искажает его личностное развитие.

Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.

В современных условиях воспитанники интернатных учреждений особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) интернатного учреждения, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.

Выпускники этих учреждений, как правило, во взрослой самостоятельной жизни продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают зависимыми, чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих. Они испытывают явные трудности при установлении социальных контактов. При выраженном желании создать собственную семью часть из них терпят неудачу. Очень низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Трудности социальной адаптации особенно очевидны при сопоставлении ответов сегодняшних воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и безответственны. Самостоятельная жизнь выпускников ставит перед ними проблемы (касающиеся не только организации их быта, отношения к работе, но и сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей), которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть.

Поиски оптимизации социальной защиты воспитанников и выпускников интернатных учреждений определили направление исследования как в системе образования, так и в системе органов социальной защиты населения, так как решение проблем воспитанников возможно усилиями этих ведомств.

 

 Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект         социальной работы

1.1 Проблемы социального  сиротства

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

 В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

Таким образом, проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

Сиротство - это социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране значительно обострила проблемы социального сиротства. Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально - нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков "группы риска".

Гражданская активность в деле защиты прав детей - сегодня насущная необходимость. Без коренного перелома в настроениях общества, которому давно пора повернуться лицом к детям, разрешить эти трагические проблемы не удастся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы жизнеустройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

 Защита прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, возлагается на органы  опеки и попечительства, которыми  являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется  следующими документами: Конвенция  ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс  РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ  от 04.12.96. «Принципы, содержание и  меры государственной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а также  лиц из их числа в возрасте  до 23 лет», другими правовыми актами  в соответствии с законами  субъектов РФ и отраслевым  законодательством. В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа «Дети сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот [32 с. 8].

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии со следующими принципами: приоритет семейного воспитания детей; забота об их благосостоянии и развитии; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [21 с. 115].

Вслед за вышеперечисленным документом российское законодательство утвердило безусловный приоритет семейной формы воспитания детей. В частности, в Семейном кодексе Российской Федерации от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано: «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации» [37 с. 89].

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, признается жизнь в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно СК, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим биологическим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления - уголовное преступление (ст. 155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ).

Информация о работе Современное состояние форм устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей