Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:10, курсовая работа
Любая интеллектуальная область формируется под влиянием социального окружения. Это особенно верно в отношении социологии, которая не только происходит из социального окружения, но также избирает это окружение в качестве основного объекта своего изучения. Это окружение, т. е. общество за всю известную историю человечества интерпретировалось его представителями по-разному. Свои взгляды на общество в своих трудах выражали в основном философы, а также писатели, экономисты, позже, с появлением социологии как самостоятельной науки, - социологи.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Специфика социологического знания.7
1. Социология как наука об обществе…………………………………………7
2. Классические социологические теории…………………………………….9
II. Основные современные теории…………………………………………..12
1. Структурный функционализм……………………………………………….12
2. Теория среднего уровня……………………………………………………...13
3. Феноменологическая социология…………………………………………...14
4. Конструктивный структурализм……………………………………………15
5. Символический интеракционизм……………………………………………16
6. Франкфуртская школа………………………………………………………..17
7. Теория интегрального синтеза………………………………………………18
8. Взгляды Мишеля Фуко на социологию……………………………………..19
9. Этнометодология в социологии……………………………………………..20
10. Теория структурации………………………………………………………..21
11. Акционалистская социология Алена Турена……………………………...22
12. Социология науки и техники……………………………………………….23
13. Социология опыта Франсуа Дюбе…………………………………………24
14. Когнитивная социология……………………………………………………25
15. Социальный аутопоэзис У. Матурана и Ф. Варела……………………….26
16. Макдональдизация Джорджа Ритцера. ……………………………………27
III. Социологическая теория сегодня……………………………………….28
1. «Западные» и «незападные» теории, их противостояние…………………28
2. Поиск решения………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………
Современные социологические
теории.
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
I. Специфика социологического знания. |
7 |
1. Социология как наука об обществе………………………………………… |
7 |
2. Классические социологические теории……………………………………. |
9 |
II. Основные современные теории………………………………………….. |
12 |
1. Структурный функционализм…………… |
12 |
2. Теория среднего уровня…………………… |
13 |
3. Феноменологическая социология… |
14 |
4. Конструктивный структурализм…………………………………………… |
15 |
5. Символический интеракционизм………………………………………… |
16 |
6. Франкфуртская школа……………………………………………………….. |
17 |
7. Теория интегрального синтеза……………………………………………… |
18 |
8. Взгляды Мишеля Фуко на социологию…………………………………….. |
19 |
9. Этнометодология в социологии…………………………………………….. |
20 |
10. Теория структурации……………………………………………… |
21 |
11. Акционалистская социология Алена Турена……………………………... |
22 |
12. Социология науки и техники………………………………………………. |
23 |
13. Социология опыта Франсуа Дюбе………………………………………… |
24 |
14. Когнитивная социология…………………… |
25 |
15. Социальный аутопоэзис У. Матурана и Ф. Варела………………………. |
26 |
16. Макдональдизация Джорджа Ритцера. …………………………………… |
27 |
III. Социологическая теория сегодня………………………………………. |
28 |
1. «Западные» и «незападные» теории, их противостояние………………… |
28 |
2. Поиск решения…………………………………………………………… |
29 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список литературы………………………………… |
31 |
Приложение 1………………………………………………………………….. |
32 |
Введение
Любая интеллектуальная
область формируется под
Это окружение, т. е. общество
за всю известную историю
Так, а античности существовал
В средние века человек и вовсе выступал как гражданин мира, а мир понимался как большое государство, в котором человечество едино. К тому же доминировала идея регресса, т.е. человек изначально был греховен. В тот период времени религия и сопутствующий ей социальный институт – церковь – занимали главенствующие позиции в обществах. Философия средневековья была в большинстве своём схоластичной.
В эпоху Возрождения начали появляться первые утопические идеи таких мыслителей, как Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.), Томас Мор (1478—1538 гг.), Томмазо Кампанелла (1568—1639 гг.) и др.
Например, Бэкон начинал свою развивать мысль с критики средневековой схоластики, которая, по его мнению, ничего не дала миру, кроме «чертополоха споров и препирательств»2, пренебрегала естествознанием, низвела роль философии до роли служанки религии. В качестве цели научного знания философ провозгласил господство человека над природой. Отсюда его знаменитый лозунг «Знание - сила».
В новое время признанными являются идеи Томаса Гоббса (1588 - 1679 гг.), Джона Локка (1632 - 1704 гг.), Анн Робера Жака Тюрго (1727—1781 гг.), Мари Жана Кондорсе (1743 - 1794 гг.), Бенедикта Спинозы (1632 – 1677 гг.) и др.
Так, общество, по мнению Гоббсу, — «это подобие гигантского механизма, а человек — элементарная его часть. По своей природе человек является эгоистом, живущим исключительно инстинктом самосохранения».3
Основоположником социологии как самостоятельной науки стал Огюст Конт (1798 – 1857 гг.), именно он ввёл в 1832 году в научный обиход термин «социология». Философ «стремился создать социологию по образцу точных наук. Предполагалось, что эта новая наука, которая, на его взгляд, должна была в конечном счете стать единственной главенствующей наукой, будет заниматься как социальной статикой (существующими социальными структурами), так и социальной динамикой (социальными изменениями)».4
Предпосылками возникновения социологической теории можно считать следующие социальные силы и явления:
Итак, можно сделать вывод о том, что и до появления социологии мыслители разных времён задумывались о правильном устройстве общества. Несомненно, их идеи вызывают неподдельный интерес, заслуживают пристального внимания и детального изучения. Однако, об этих и последующих, возникавших уже в рамках науки, теориях написано множество учебников, учебных пособий и статей. Но, сегодня мы живём в XXI веке, в информационном обществе. Жизнь людей в целом значительно изменилась, стремительно ускорив свой темп. Отношение человека к себе самому, к окружающему миру, его умственное развитие существенно отличаются от прошлых веков. Эти изменения создают для социологии новую почву для исследований, на их основе - выявления тенденций, закономерностей поведения, прогнозирования, анализа ситуаций, реакций, а также выдвижения ряда целых теорий.
Выбранная мной тема является актуальной, так как современные социологические теории являются отражением сегодняшней действительности, и именно их изучение позволяет понять, как живёт человеческое общество на современном этапе развития человечества.
В задачи данной работы входит:
Объектом исследования является социология как самостоятельная наука в целом, а также общество на современном этапе развития человечества.
Предметом изучения предстают основные классические и современные социологические теории.
Целью курсовой работы является представление современных социологических теорий, понимание их основных положений, а также рассмотрение российского теоретического знания на современном этапе развития социологии.
I. Специфика социологического знания
1. Социология как наука об обществе.
Итак, что же такое есть социология как наука об обществе?
Социология – это наука о развитии и функционировании социальных систем и институтов, наука о деятельности личностей, социальных групп и социальных общностей, а также наука о закономерностях социальных действий и массового поведения людей.
Социология изучает социальную реальность, которая и является её объектом, при этом эта социальная реальность никоим образом не зависит от исследователя. Объектом социологии также является общество.
Предмет социологии – это свойства, стороны, процессы этой социальной реальности, которые выделяются исследователем для определённого изучения на основе имеющихся знаний.
Стоит выделить некоторые особенности предмета социологии:
Социология как наука выполняет множество функций. Можно выделить основные функции, раскрыв смысл каждой из них:
- эта функция социологии
позволяет понять социальные
явления и процессы и
- заключается в предоставлении
обществу достоверной
- конкретный прогноз хода и темпов развития социальных прогрессов;
- смысл этой функции состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации в той или иной сфере жизни общества.
Социология, как и большинство наук, подразделяется на уровни.
Высшим уровнем
Следующий уровень социологического знания – отраслевые социологии. Они направлены на изучение отдельных структурных частей социальной системы.
Далее – эмпирическая социология. Она осуществляет сбор и накопление фактического материала в определённой сфере социальной жизни.
Следующий уровень – деление на фундаментальную – включает основополагающие базовые теоретические знания и прикладную социологию – ориентирована на практическое применение и получение социального эффекта.
Следующий уровень – деление микросоциоло
2. Классические социологические теории.
Итак, вначале хотелось бы
разобрать взгляды основателя социологии
как самостоятельной науки Огюс