Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты социальной работы с семьей 5
1.1 Понятие семьи 5
1.2 Функции и типы семей 6
2 Сущность и содержание работы социального работника с семьей 9
2.1 Составляющие социальной работы с семьей 10
2.2 Проблемы в современной семье 13
3 Диагностика семьи (на примере семьи, имеющей инвалида) 15
3.1 Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов 15
3.2 Особенности организации социальной реабилитации инвалидов и их семей 20
Заключение 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                        3 
1 Теоретические аспекты социальной работы с семьей                                      5

1.1 Понятие семьи                                                                                                    5

1.2 Функции и типы семей                                                                                      6

2 Сущность и содержание работы социального работника с семьей                 9

2.1 Составляющие социальной  работы с семьей                                                10

2.2 Проблемы в современной  семье                                                                    13

3 Диагностика семьи (на примере семьи, имеющей инвалида)                        15

3.1 Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов                                                                                                               15

3.2 Особенности организации социальной реабилитации инвалидов и их семей                                                                                                                       20

Заключение 24 
Список использованных источников                                               26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и др.

Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой психологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условия жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений об объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, имеющееся положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом занимается информационной работой. На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз», оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и прочее. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает диагноз своей деятельности: трудно-легко будет ему работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро-долго придется заниматься «пациентом».

Существенный вклад в решение вопросов социальной работы с семьей внесли Беличева С.А., Бочарова В.Г., Гайнер М.Л. , Куличенко Р.М. , В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеева Г.С., Сластёнин В.А., Тетерский С.В.

Целью курсовой работы является изучение и раскрытие понятий  взаимодействия социального работника с семьей.

Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия социального работника с семьей.

В качестве объекта исследования определены существующие формы и типы взаимодействия  социального работника с семьей.

 

 

 

1 Теоретические  аспекты социальной работы с  семьей

1.1 Понятие семьи

Семья – основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношение между мужем и женой, родителями и детьми. В социологических исследованиях важно учитывать средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально – классовым признакам.

Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества.  Как малая группа семья выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы,  так и во вне. Семья выполняет функции воспроизводства и поддержание нового поколения, является первичным институтом социализации – успешность, которой влияет на всю дальнейшую жизнь индивида.

Таким образом, учитывая, что семья – один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связей, нестабильность супружеских  отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затрудненения, смена эмоционально-психологических проявлений, родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

 

 

 

 

1.2 Функции и типы семей

Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Важная роль в семье отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептивной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.  
Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или: неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения  ребенка вне брака.

Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству.

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи:

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде на ряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи.

Можно так же выделить наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и  бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Сфера семейной деятельности весьма сложна и находит сове содержательное выражение в выполняемых ее функциях.  
Функции семьи в различных средах деятельности:

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в

водительстве

Хозяйственно - бытовая

Поддержание  физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно – бытовых услуг одними членами   семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах

 жизнедеятельности 

Формирование и

 поддержание правовых  и моральных санкций за недолжное  поведение в семье 

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообщение членов семьи

Социально- статусная

Предоставление определенного статуса членам семьи

Удовлетворение потребностей в

социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга

Удовлетворение потреб-ностей в современном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабильность  индивидов и их психотерапия

Получение индивидами психологической защиты

Сексуальная

Сексуальный  контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей


 

 

  Таким образом, выполняя  такое количество функций, семья  является основой общества, гарантией  его стабильного состояния и  развития. Нарушение какой- либо  из функций семьи ведет к  неизбежным проблемам и конфликтам  как внутри семьи, так и за  ее пределами. Способствовать восстановлению  утраченных или поврежденных  функций призван,  в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи и в дальнейшем качественной помощи.

 
 
2 Сущность и содержание работы социального работника с семьей

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека.  Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам.  Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др.  Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.  Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение  особенностей семьи, выявление ее  потенциалов);

- охранно-защитную (правовая  поддержка семьи, обеспечение ее  социальных гарантий, создание условий  для реализации ее прав и  свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование  совместной деятельности, совместного  досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование  ситуаций и разработка  определенных программ адресной помощи);

- координационную (установление  и поддержание объединение усилий  департаментов помощи семье и  детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Информация о работе Содержание диагностической деятельности в социальной реабилитации инвалидов