Содержание и пути преодоления насилия над детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить содержание и пути преодоления насилия над детьми.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
- определить содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории насилия;
- определить факторы риска жестокого обращения с детьми;
- изучить и проанализировать статистику явления насилия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1.Определение и диагностика насилия……………………………………………………………………………5
1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми………………………………………………………………………........11
ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.1.Распространенность, статистика……………………………………………………………………….18
2.2.Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его
развития…………………………………………………………………………19
2.3.Оказание правовой помощи………………………………………………………………………….21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

1.1.Определение и диагностика насилия……………………………………………………………………………5

1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми………………………………………………………………………........11

ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

2.1.Распространенность, статистика……………………………………………………………………….18

2.2.Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его

развития…………………………………………………………………………19

2.3.Оказание правовой помощи………………………………………………………………………….21

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема насилия над детьми, которая находится в центре внимания уже много лет в странах, где хорошо развита система социальной защиты детства, волнует и российское общество.

Актуальность темы насилие по отношению к детям обусловлена следующими факторами:

- огромный интерес к  семье как к социальному институту;

-потребность семей «группы  риска» в социальной поддержке  и помощи;

-потребность выявления  существующих  проблем внутри  семьи.

Домашнее насилие существует со времени возникновения семьи и брака. В США этой проблемой с 1960-х годов занимаются специалисты ведущих социальных институтов. В России о домашнем насилии впервые поднят вопрос в середине 1990-х годов, когда появились научные исследования и законодательства. В значительной мере благодаря социальным работникам и врачам общество стало проявлять беспокойство по поводу роста насилия, применяемого к близким людям.

Однако до сих пор остается открытым вопрос о реальных масштабах насилия в современных российских семьях, требует доработки и правовая база социальной защиты от насилия в семье [6].

Объектом исследования является насилие как социокультурное явление современного общества.

Предметом исследования выступают факторы и особенности насилия над детьми, имеющие социально-культурную направленность.

Цель исследования - определить содержание и пути преодоления насилия над детьми.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :

- определить содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории насилия;

- определить факторы риска  жестокого обращения с детьми;

- изучить и проанализировать  статистику явления насилия;

- проанализировать последствия  злоупотребления и пренебрежения  ребенком для его развития;

- обосновать направления решения проблем семейного насилия над ребенком в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

1.1.Определение и диагностика насилия

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [5].

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [9].

Насилие - это нарушение чужого поведения.

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком: [2]

-физическое насилие;

-пренебрежение;

-сексуальное насилие;

-психологическое жестокое  обращение.

Определения видов жестокого обращения с детьми:

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное).По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица , осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре[2].

Психологическое насилие:

Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

-физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие);

-психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание[2].

Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст 0 - 6 месяцев:

  1. малоподвижность
  2. безразличие к окружающему миру
  3. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
  4. редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев

Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:

  1. боязнь родителей
  2. боязнь физического контакта со взрослыми
  3. постоянная беспричинная настороженность
  4. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
  5. испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 - 3 года:

  1. боязнь взрослых
  2. редкие проявления радости, плаксивость
  3. реакция испуга на плач других детей
  4. крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года - 6 лет

  1. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
  2. пассивная реакция на боль
  3. болезненное отношение к замечаниям, критике
  4. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
  5. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
  6. негативизм, агрессивность
  7. лживость, воровство
  8. жестокость по отношению к животным
  9. склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

  1. стремление скрыть причину повреждений и травм
  2. одиночество, отсутствие друзей
  3. боязнь идти домой после школы
  4. странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

  1. побеги из дома
  2. суицидальные попытки
  3. делинквентное поведение
  4. употребления алкоголя, наркотиков [2].

 

 

Сексуальное насилие:

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. Отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное. Оно сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл[9].

Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения [9].

Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.

Виды сексуального насилия:

-Инцест

-Сексуальное соблазнение

-Сексуальное нападение

-Изнасилование

-Эксплуатация ребенка  для порнографии и проституции

-Приглашение или поощрение  к прикосновениям для сексуального  удовлетворения.

Диагностическими критериями для сексуального насилия являются: выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков[5].

К ним относятся:

Физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса , потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

Поведенческие проявления (в соответствии с возрастом):

В 3-4 года: чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий, сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату, поведение ребенка становится сексуальным, периодические ночные кошмары, энкопрез и энурез, нарушения сна, боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад, регрессивное поведение.

В 4-6 лет: чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий, сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату, агрессивное сексуальное поведение с детьми, псевдовзрослое поведение, некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении, ребенок ни на что не жалуется, во время осмотра (ребенок боится), нарушения сна, боязнь оставаться наедине со взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад, устраивает поджоги, регрессивное поведение, соматические жалобы.

В 6-8 лет: сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками, усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам, нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно, внезапное ухудшение успеваемости, не может найти друзей, никому не верит, не может сконцентрировать внимание.

В 8-10 лет: сексуальные игры навязчивого характера, усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам, нерегулярное посещение школы.

В 10-12 лет: социальный уход, агрессия по отношению к сверстникам, нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход, внезапное ухудшение успеваемости, никому не верит, не может сконцентрировать внимание, часто прогуливает школу, приходит в школу рано - уходит очень поздно, начальные признаки клинической депрессии[21].

В 12-18 лет: симптомы клинической депрессии, нарушения сна,  суицидальные наклонности, изоляция от окружающих, побеги из дома, промискуитет, асоциальное поведение, не участвует в школьных мероприятиях, аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики), совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие :нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; постоянное сверхкритичное отношение к нему; негативная характеристика ребенка; отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [21].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением;

в сообщаемой истории имеются противоречия;

история несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом);

существует история повторных подозрительных повреждений;

родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо;

родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение;

ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений;

ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения;

у родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве;

родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [2].

Определение злоупотребления в отношении детей.

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем: причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения, создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку, совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством.

Информация о работе Содержание и пути преодоления насилия над детьми