Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования - определить содержание и пути преодоления насилия над детьми.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
- определить содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории насилия;
- определить факторы риска жестокого обращения с детьми;
- изучить и проанализировать статистику явления насилия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1.Определение и диагностика насилия……………………………………………………………………………5
1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми………………………………………………………………………........11
ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.1.Распространенность, статистика……………………………………………………………………….18
2.2.Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его
развития…………………………………………………………………………19
2.3.Оказание правовой помощи………………………………………………………………………….21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1.Определение и диагностика
насилия……………………………………………………………
1.2.Факторы риска для жестокого
обращения с детьми………………………………………………………………
ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.1.Распространенность, статистика……………………………………………………
2.2.Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его
развития…………………………………………………………
2.3.Оказание правовой помощи………………………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема насилия над детьми, которая находится в центре внимания уже много лет в странах, где хорошо развита система социальной защиты детства, волнует и российское общество.
Актуальность темы насилие по отношению к детям обусловлена следующими факторами:
- огромный интерес к
семье как к социальному
-потребность семей «группы риска» в социальной поддержке и помощи;
-потребность выявления существующих проблем внутри семьи.
Домашнее насилие существует со времени возникновения семьи и брака. В США этой проблемой с 1960-х годов занимаются специалисты ведущих социальных институтов. В России о домашнем насилии впервые поднят вопрос в середине 1990-х годов, когда появились научные исследования и законодательства. В значительной мере благодаря социальным работникам и врачам общество стало проявлять беспокойство по поводу роста насилия, применяемого к близким людям.
Однако до сих пор остается открытым вопрос о реальных масштабах насилия в современных российских семьях, требует доработки и правовая база социальной защиты от насилия в семье [6].
Объектом исследования является насилие как социокультурное явление современного общества.
Предметом исследования выступают факторы и особенности насилия над детьми, имеющие социально-культурную направленность.
Цель исследования - определить содержание и пути преодоления насилия над детьми.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
- определить содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории насилия;
- определить факторы риска жестокого обращения с детьми;
- изучить и проанализировать статистику явления насилия;
- проанализировать последствия
злоупотребления и
- обосновать направления решения проблем семейного насилия над ребенком в современном обществе.
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1.Определение и диагностика насилия
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [5].
Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.
Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [9].
Насилие - это нарушение чужого поведения.
Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком: [2]
-физическое насилие;
-пренебрежение;
-сексуальное насилие;
-психологическое жестокое обращение.
Определения видов жестокого обращения с детьми:
Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное).По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица , осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре[2].
Психологическое насилие:
Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:
-физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие);
-психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание[2].
Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка:
Возраст 0 - 6 месяцев:
Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:
Возраст 1, 5 - 3 года:
Возраст 3 года - 6 лет
Младший школьный возраст:
Подростковый возраст:
Сексуальное насилие:
Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. Отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное. Оно сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл[9].
Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения [9].
Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
Виды сексуального насилия:
-Инцест
-Сексуальное соблазнение
-Сексуальное нападение
-Изнасилование
-Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции
-Приглашение или поощрение
к прикосновениям для
Диагностическими критериями для сексуального насилия являются: выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков[5].
К ним относятся:
Физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса , потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
Поведенческие проявления (в соответствии с возрастом):
В 3-4 года: чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий, сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату, поведение ребенка становится сексуальным, периодические ночные кошмары, энкопрез и энурез, нарушения сна, боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад, регрессивное поведение.
В 4-6 лет: чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий, сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату, агрессивное сексуальное поведение с детьми, псевдовзрослое поведение, некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении, ребенок ни на что не жалуется, во время осмотра (ребенок боится), нарушения сна, боязнь оставаться наедине со взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад, устраивает поджоги, регрессивное поведение, соматические жалобы.
В 6-8 лет: сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками, усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам, нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно, внезапное ухудшение успеваемости, не может найти друзей, никому не верит, не может сконцентрировать внимание.
В 8-10 лет: сексуальные игры навязчивого характера, усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам, нерегулярное посещение школы.
В 10-12 лет: социальный уход, агрессия по отношению к сверстникам, нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход, внезапное ухудшение успеваемости, никому не верит, не может сконцентрировать внимание, часто прогуливает школу, приходит в школу рано - уходит очень поздно, начальные признаки клинической депрессии[21].
В 12-18 лет: симптомы клинической депрессии, нарушения сна, суицидальные наклонности, изоляция от окружающих, побеги из дома, промискуитет, асоциальное поведение, не участвует в школьных мероприятиях, аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики), совершение преступлений.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие :нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается; оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка; постоянное сверхкритичное отношение к нему; негативная характеристика ребенка; отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником; перекладывание на него ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [21].
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:
необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением;
в сообщаемой истории имеются противоречия;
история несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом);
существует история повторных подозрительных повреждений;
родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо;
родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение;
ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений;
ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения;
у родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве;
родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [2].
Определение злоупотребления в отношении детей.
Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем: причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения, создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку, совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством.
Информация о работе Содержание и пути преодоления насилия над детьми