Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа
Цель исследования - определить содержание и пути преодоления насилия над детьми.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
- определить содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории насилия;
- определить факторы риска жестокого обращения с детьми;
- изучить и проанализировать статистику явления насилия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1.Определение и диагностика насилия……………………………………………………………………………5
1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми………………………………………………………………………........11
ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.1.Распространенность, статистика……………………………………………………………………….18
2.2.Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его
развития…………………………………………………………………………19
2.3.Оказание правовой помощи………………………………………………………………………….21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………29
Определение плохого обращения с детьми.
Исследователи отмечают, что плохое обращение распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб, вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:
недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;
недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;
причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;
использование наркотиков или применение наркотических средств;
использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;
любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда.
Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных выше, позволяет поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком [2].
1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми
С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье - показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье) [18].
Психологические факторы риска для родителей проявляются в избиении своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.
Прослеживается сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Известно, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [2].
Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. Среди насильников наиболее часты психопаты - 49, 7 %, олигофрены - 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63% [14].
Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции).
Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение.
Итак, перечислим 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:
По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения [5].
Различают следующие типы сексуального насилия в семье.
Следует отметить, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. Отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста[1].
Дети в роли обидчиков.
Рассмотрим следующие характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков:
Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения "ломающего правила" [7].
Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [19].
Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах.
Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. В противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими.
Признаками обидчика являются:
Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности [14].
Психологические факторы риска ребенка.
Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны.
Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении требуют за собой специального ухода, что может раздражать их родителей. Эти дети занимают большое место в статистике физического жестокого обращения.
Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью [2].
Такое поведение можно расценивать как провоцирующее.
Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны.
Они часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой, подвергаются высмеиванию, толчкам, пинкам, попадают в драки, которых стараются избежать, их вещи отнимают или уничтожают, у них наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда, они исключаются из групп сверстников, выбираются для игр последними, держатся вблизи от учителя [19].
Психологические факторы риска подростков.
Повышенная виктимность подростков, прежде всего, объясняется их физиологическими, психологическими и социальными особенностями, определяющими большую вероятность для них стать объектом посягательства. К этим особенностям, создающим большую уязвимость подростков относятся:
Воздействие среды.
Существует ряд средовых системных факторов, которые влияют на развитие притесняющего поведения у молодых людей. К ним относятся патологические особенности родителей, антисоциальное поведение в семье, недостаток семейных ресурсов, которые давали бы родителям время и энергию эффективно взаимодействовать со своими детьми. Супружеские конфликты, родители-одиночки, низкие доходы или плохое соседское окружение, социальные нормы, которые допускают агрессию и насилие, - все может способствовать развитию притесняющего поведения, хотя следует указать, что не во всех семьях с такими нарушенными моделями поведения, которые были описаны выше, дети отличаются склонностью к насилию [19].
Таким образом, все перечисленные факторы, способствуют уменьшению заботы о ребенке и созданию личности, которая в одних ситуациях является жертвой (когда есть кто-то, кто сильнее) и в других ситуациях - обидчиком (когда есть кто-то, кто слабее).
ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.1.Распространенность, статистика
Статистические данные о частоте различных форм насилия по отношению к детям не дают представления об истинной распространенности этого явления в нашей стране. Низкий уровень выявляемости связан со многими факторами, в том числе: скрытностью, латентным характером самого явления, особенно сексуального насилия, происходящего в семье; низким уровнем знаний специалистов, работающих с детьми по проблемам плохого обращения; отсутствием учреждений для оказания терапевтической мощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, вследствие чего отсутствует такой важный статистический показатель, как обращаемость; частыми отказами в возбуждении уголовных дел по факту половых посягательств в отношении несовершеннолетних, особенно если сексуальное насилие имело место в семье, и необоснованным закрытием этих дел до передачи в суд [15].
Информация о работе Содержание и пути преодоления насилия над детьми