Содержание и пути преодоления насилия над детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить содержание и пути преодоления насилия над детьми.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
- определить содержание понятия «насилие» и уточнить сущность категории насилия;
- определить факторы риска жестокого обращения с детьми;
- изучить и проанализировать статистику явления насилия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1.Определение и диагностика насилия……………………………………………………………………………5
1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми………………………………………………………………………........11
ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
2.1.Распространенность, статистика……………………………………………………………………….18
2.2.Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его
развития…………………………………………………………………………19
2.3.Оказание правовой помощи………………………………………………………………………….21
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 72.66 Кб (Скачать файл)

Определение плохого обращения с детьми.

Исследователи отмечают, что плохое обращение распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб, вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;

недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;

причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;

использование наркотиков или применение наркотических средств;

использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;

любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда.

Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных выше, позволяет поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком [2].

1.2.Факторы риска для жестокого обращения с детьми

С позиций системной семейной психотерапии жестокое обращение в семье - показатель дисфункционирования семейной системы, структурный признак нарушения внутрисемейных отношений, попытка неадекватными средствами стабилизировать семейную систему (например, насилие может применяться в контексте борьбы за контроль, порядок и власть в семье) [18].

Психологические факторы риска для родителей проявляются в избиении своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Прослеживается сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Известно, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [2].

Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. Среди насильников наиболее часты психопаты - 49, 7 %, олигофрены - 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63% [14].

Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции).

Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение.

Итак, перечислим 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

  1. частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен,
  2. частое достижение успеха агрессией,
  3. культурные и субкультурные нормы,
  4. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения [5].

Различают следующие типы сексуального насилия в семье.

  1. ОТЕЦ - ДОЧЬ.
    • Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина.
    • Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса.
    • Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.
    • В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.
  2. ОТЕЦ - СЫН.
    • Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом.
    • Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации.
    • Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.
  3. МАТЬ - СЫН.
    • Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют:
      1. -Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина.
      2. -Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

Следует отметить, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. Отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста[1].

Дети в роли обидчиков.

Рассмотрим следующие характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков:

  1. Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье.
  2. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам.
  3. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки.
  4. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования[19].

Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения "ломающего правила" [7].

Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [19].

Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах.

Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. В противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими.

Признаками обидчика являются:

  • Дразнит, высмеивает, толкает
  • Физически сильнее, чем сверстники
  • Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими
  • Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный
  • Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим
  • Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.)
  • Отставание от сверстников по количеству оконченных классов [7].

Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности [14].

Психологические факторы риска ребенка.

Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны.

Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении требуют за собой специального ухода, что может раздражать их родителей. Эти дети занимают большое место в статистике физического жестокого обращения.

Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.

Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью [2].

Такое поведение можно расценивать как провоцирующее.

Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны.

Они часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой, подвергаются высмеиванию, толчкам, пинкам, попадают в драки, которых стараются избежать, их вещи отнимают или уничтожают, у них наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда, они исключаются из групп сверстников, выбираются для игр последними, держатся вблизи от учителя [19].

Психологические факторы риска подростков. 

Повышенная виктимность подростков, прежде всего, объясняется их физиологическими, психологическими и социальными особенностями, определяющими большую вероятность для них стать объектом посягательства. К этим особенностям, создающим большую уязвимость подростков относятся:

  1. Чувства неравенства и несправедливости, которые возникают из-за того, что одни подростки развиваются более ускоренно в этот период, а другие с некоторым опозданием.
  2. Беспомощность из-за того, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но в тоже время он не стал еще взрослым человеком. Физиологическое развитие в этот период намного опережает способности, возможности и готовность подростка вступать в более взрослые отношения.
  3. С одной стороны взрослые предъявляют к подростку повышенные требования, видя в нем более взрослого человека, с другой стороны - не разрешают ему поступать как взрослому. Отсюда появляется взаимное недоверие родителей и ребенка.
  4. Недоверие со стороны взрослых. Если с подростком что-то случится, ему могут не поверить.
  5. Большее доверие сверстникам, чем взрослым. Подражание поведению определенных групп, являющихся в этот период большим авторитетом, чем родители [14].

Воздействие среды.

Существует ряд средовых системных факторов, которые влияют на развитие притесняющего поведения у молодых людей. К ним относятся патологические особенности родителей, антисоциальное поведение в семье, недостаток семейных ресурсов, которые давали бы родителям время и энергию эффективно взаимодействовать со своими детьми. Супружеские конфликты, родители-одиночки, низкие доходы или плохое соседское окружение, социальные нормы, которые допускают агрессию и насилие, - все может способствовать развитию притесняющего поведения, хотя следует указать, что не во всех семьях с такими нарушенными моделями поведения, которые были описаны выше, дети отличаются склонностью к насилию [19].

Таким образом, все перечисленные факторы, способствуют уменьшению заботы о ребенке и созданию личности, которая в одних ситуациях является жертвой (когда есть кто-то, кто сильнее) и в других ситуациях - обидчиком (когда есть кто-то, кто слабее).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

2.1.Распространенность, статистика

Статистические данные о частоте различных форм насилия по отношению к детям не дают представления об истинной распространенности этого явления в нашей стране. Низкий уровень выявляемости связан со многими факторами, в том числе: скрытностью, латентным характером самого явления, особенно сексуального насилия, происходящего в семье; низким уровнем знаний специалистов, работающих с детьми по проблемам плохого обращения; отсутствием учреждений для оказания терапевтической мощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, вследствие чего отсутствует такой важный статистический показатель, как обращаемость; частыми отказами в возбуждении уголовных дел по факту половых посягательств в отношении несовершеннолетних, особенно если сексуальное насилие имело место в семье, и необоснованным закрытием этих дел до передачи в суд [15].

Информация о работе Содержание и пути преодоления насилия над детьми