Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.
Объект исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;
2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;
3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5
1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5
1.2. Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11
1.3. Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16
Выводы по главе I………………………………………………………………..26
Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27
2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27
2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34
2.3. Специфика работы органа опеки и попечительства муниципального района Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37
Выводы по главе II………………………………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………….…...49

Вложенные файлы: 1 файл

Sotsializatsia_detey_nakhodyaschikhsya_v_trudnoy_zhiznen.docx

— 162.73 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………….5

1.1. Социальные проблемы  детей находящихся в трудной  жизненной ситуации…………………………………………………………………………...5

1.2.  Причины попадания детей в трудные жизненные ситуации……………11

1.3.  Современное состояние социальной работы в Республике Башкортостан  с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации…………………….16

Выводы по главе I………………………………………………………………..26

Глава II. Исследование состояния социальной работы с детьми-сиротами, в Республике Башкортостан ……………………………………………………...27

2.1. Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – как объект социальной защиты в Российской Федерации……………………………...…27

2.2. Республиканские программы в помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………….34

2.3. Специфика работы   органа опеки и попечительства муниципального района  Бирский район Республики Башкортостан …………………….……37

Выводы по главе II………………………………………………………………45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………….…...49

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность:

Система социальной поддержки  и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в  1990-е годы, кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни прежде всего с детьми. Бегство детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей – этот далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагополучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.

Детство – это период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья  создает у ребенка потребность  быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести  ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Сиротство – социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей  вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы  о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

В любом государстве и  любом обществе всегда были, есть и  будут дети-сироты и дети, которые  по разным причинам остаются без попечения  родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

  Все большую актуальность  приобретают идеи создания учреждений  социальной защиты с нормальным  психологическим климатом в детской  среде, который дает каждому  гарантию защищенности, гарантию  свободного и творческого развития.

Работа была ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.

Цель  исследования: рассмотреть основные аспекты социальной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную.

Объект  исследования - процесс социализации ребенка находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.

Предмет исследования – направление организации социальной работы с детьми-сиротами.

  Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность социальной проблемы в научной литературе;

2. Охарактеризовать причины попадания детей в трудные жизненные ситуации;

3. Охарактеризовать состояние проблемы детей попавших в трудную жизненную ситуацию в Республике Башкортостан;

4. Рассмотреть детей – сирот оставшихся без попечения родителей – как объект социальной защиты;

5. Проанализировать деятельность органов опеки и попечительства муниципального района Бирский район по организации социальной работы с детьми-сиротами и с детьми, оставшимся без попечения родителей.

Глава I.  Теоретические аспекты проблемы социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1.1. Социальные проблемы детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Дети, находящиеся в трудной  жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети –  инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов, экологических  и техногенных катастроф, стихийный  бедствий; дети из семей беженцев и  вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся  в экстремальных условиях; дети –  жертвы насилия; дети, отбывающие наказание  в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, с отклонением в поведении; дети, жизнедеятельность которых, объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [30].

 Конкретное состояние  социальной проблемы описывается  через понятие социальной ситуации. Социальные ситуации складываются  вследствие интеграции особенностей  социальной среды и личности, которая воспринимает эти особенности  и своеобразно их интерпретирует, поэтому важно различать типы  социальных ситуаций, изучать специфику  поведения человека в них, механизмы  их восприятия личностью, воздействие  ситуаций на социум, чтобы иметь  возможность находить оптимальные  пути дальнейшего социального  движения [6].

 В науке социальные ситуации рассматриваются с точки зрения ситуационного подход (Л.С. Выготский (1983 год) направленного на анализ социального бытия как череды дискретных и взаимосвязанных социальных ситуаций, частью которых является человек с его деятельностью [11].

 Принято различать  исторические, социокультурные и  жизненные ситуации, в зависимости  от их внешних, объективных  проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы рассматриваются в первую очередь жизненные ситуации индивидов.

 Жизненные ситуации  – это совокупность значимых  для человека событий и связанных  с ними потребностей, ценностей  и представлений, влияющих на  его поведение и мировоззрение  в конкретный период жизненного  цикла.

 Среди жизненных ситуаций  выделяют устоявшиеся (или нормальные) и трудные (или проблемные). Проблемные ситуации возникают тогда, когда нарушается упорядоченность течения жизни человека, и он не может решить ту или иную проблему с помощью привычных схем поведения. При этом источник жизненной трудности обнаруживается как в собственных действиях индивида, так и во влиянии окружающей среды [15].

 Понятие трудная жизненная  ситуация в целом определяется  как временная, объективно или  субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном  цикле, порождающее эмоциональные  напряжения и стрессы; препятствия  в реализации важных жизненных  целей, с которыми нельзя справиться  с помощью привычных средств;  ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность; нарушение привычных  внутренних связей; невозможность  реализации внутренних стимулов( мотивов, стремлений, ценностей) [23].

Фирсов М.В. и Шапиро Б.Ю. определяют трудную жизненную ситуацию, как « ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно[18].

Ребенка относят к группе детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации в том случае, если его жизнедеятельность нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые он не может преодолеть самостоятельно, и если ребёнок испытывает в результате этого недостаток или отсутствие определенных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для его выживания и развития[35].

 Специалисты указывают  на ряд признаков, свидетельствующих  о наступлении трудной жизненной  ситуации: неадекватность алгоритмов  привычного социального поведения;  нарушение текущей социальной  деятельности; неопределенность перспектив  развития событий; возникновение  новой системы требований к  субъекту, возникновение стрессовых  состояний человека [33].

 Соответственно, человек  в такой ситуации не может  полноценно функционировать и  ему приходится изменять свое  поведение. Это требует от индивида  повышенной социальной активности  при выборе стратегии, средств  и способов деятельности, направленной  на достижение желаемого результата. Необходимость сделать выбор  создает напряженность в жизненной  ситуации, которая выражает собой  противоречие между различными  интересами субъекта, а также  между интересами его самого  и других людей [26].

 В научной литературе  трудную жизненную ситуацию характеризуют  как ситуацию социальной нестабильности, определяя ее как кризисную,  стрессогенную, переломную, экстремальную, неопределенную и критическую [4].

 В трудной жизненной  ситуации одновременно взаимодействуют  несколько факторов:

поведенческий, указывающий на отсутствие сформированных моделей поведения в данной ситуации;

когнитивный, показывающий недостаток знаний, умений и навыков  для нормальной жизнедеятельности  в ней;

витальный, заключающийся в субъективном ощущении невозможности существовать в этой ситуации;

экзистенциальный, указывающий  на «экзистенциальный вакуум», ревизию  системы ценностных ориентаций и  дискретность образа «Я»;

вероятностно-прогностический, состоящий в оценке вероятности ситуации жизненной трудности до ее возникновения как минимальной [44].

 В теории социальной  работы общепринятым является  более узкое определение трудной  жизненной ситуации, в котором  подчеркивается аспект оценки  ситуации и взаимодействия субъекта  и объекта социальной работы  при попытке преодолеть жизненные  трудности и их последствия.

 Трудная жизненная  ситуация – это ситуация, объективно  нарушающая социальные связи  человека с его окружением  и условия нормальной жизнедеятельности,  и субъективно воспринимаемая  им как «сложная», вследствие  чего он может нуждаться в  поддержке и помощи социальных  служб для решения своей проблемы.

 Структура трудной  жизненной ситуации включает  в себя участников связанных  с ней событий; деятельность, которая  в ней осуществляется; временные  и пространственные аспекты ситуации; ее переживание и интерпретацию  объектом жизненной трудности.  Следовательно, необходимо обращать внимание на объективные факторы трудной жизненной ситуации, вызванные внешними обстоятельствами, влиянием социальной среды и ближайшего окружения человека (одним из основных факторов является длительное или постоянное существование индивида на доход ниже прожиточного минимума); и ее субъективные факторы, указывающие на восприятие трудности, связанное с социально - психологическими особенностями личности. Результатом действия этих факторов выступает объективная и субъективная невозможность человека удовлетворить свои потребности [40,48].

 В результате возникновения  трудной жизненной ситуации в  жизнедеятельности индивида обнаруживаются  деформации, появившиеся на основе  социальных, психологических и физических  травм. В этом случае люди, находящиеся  в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. [38].

Информация о работе Социализация детей попавших в трудную жизненную ситуацию