Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 23:58, курсовая работа
Целью исследования – рассмотреть теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
В соответствии с поставленной целью, предметом были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «социальная адаптация граждан пожилого возраста».
2. Рассмотреть граждан пожилого возраста как слушателей Университета третьего возраста;
3. Рассмотреть семейную активность, как фактор социальной адаптации;
4. Рассмотреть организацию досуга, как фактор социальной адаптации;
5. Рассмотреть физическую культуру и гигиену, как фактор социальной адаптации.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что согласно демографическим прогнозам, в нашей стране, к 2025 г. на одного работающего россиянина будет приходиться один пенсионер, а для нормального функционирования государства, по мнению ученых, на одного пожилого человека должно приходиться от шести до десяти трудоспособных граждан. В условиях демографического старения общества пенсионеры становятся одной из самых значительных категорией населения1.
Забота о людях старшего поколения – это безусловный государственный приоритет, и надо помнить, что у нас в стране большое количество людей зрелого возраста. Это более 20 миллионов человек. Надо сделать так, чтобы условия для их жизни улучшались, чтобы люди в преклонном возрасте чувствовали себя вовлеченными в нормальную жизнь2.
Общемировая тенденция такова,
что увеличение числа пожилых
людей в структуре населения,
привела мировую общественность
к осознанию необходимости
Университеты третьего возраста – ответы образования взрослых на историческое изменение акцентов социального развития в сторону «общества пожилых людей»4. Обучение пожилых людей, как правило, строится на основе собственной активности слушателей и постоянного диалога с преподавателями и не регламентируется обязательными программами.
Речь идет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы они чувствовали свое участие, влияние на жизнь.
Обучение людей пожилого возраста в Университете третьего возраста является одним из способов решения важнейших жизненных проблем. Помимо проблем чисто материальных, которых испытывают большинства лиц «третьего возраста», существует ряд серьезных и трудно разрешимых проблем психологического характера: забота о здоровье его сохранении; одиночество; потеря родных и близких людей; отсутствие взаимопонимания со стороны окружающих. Этот социально-значимый проект стал популярным среди людей старшего поколения5.
Цель образования в
пожилом возрасте – личностное развитие,
социальная адаптация и общение
людей, сохранение их активной жизненной
позиции. Особенностями обучения пожилых
людей является привнесение ими
в учебный процесс
Университет третьего возраста для человека преклонного возраста может выступать как средством социальной защиты и сохранение психологической устойчивости, так и способом интеграции в коммуникативное и культурное пространство6.
В Республике Татарстан Университет третьего возраста создан на базе Регионального отделения Общероссийской Общественной Организации «Союз пенсионеров России», Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Казанского Государственного Университета (Казанского Федерального Университета)7.
Разработанность темы исследования. Особенности аспектов изучения пожилых людей были раскрыты в работах Е.И. Холостовой8, Т.П. Ларионовой, М.Н. Максимовой, В.С. Хариахметовой, Э.Н. Утеевой9. Изучение социальной адаптации были раскрыты в работах С.Н. Шиловой10, Л.В. Корель11.
Образование граждан пожилого возраста раскрываются в работах таких авторов как С.Г. Вершловский12, М.Е. Ермолоева, Е.В. Федорова13, Л.И. Анцыфарова14.
Такие авторы как Т.В. Семенова15, Е.П. Тонконогая16, Н.Н. Вольбром17, Г.Г. Сорокин18, Е.А. Марыкова19, рассматривают Университет третьего возраста как элемент социальной адаптации граждан пожилого возраста.
Объектом исследования – граждане пожилого возраста как слушатели Университета третьего возраста.
Предметом исследования – теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
Целью исследования – рассмотреть теоретические аспекты социальной адаптации граждан пожилого возраста (на примере Университета третьего возраста города Казани).
В соответствии с поставленной целью, предметом были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия «социальная адаптация граждан пожилого возраста».
2. Рассмотреть граждан пожилого возраста как слушателей Университета третьего возраста;
3. Рассмотреть семейную активность, как фактор социальной адаптации;
4. Рассмотреть организацию досуга, как фактор социальной адаптации;
5. Рассмотреть физическую культуру и гигиену, как фактор социальной адаптации.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 36 источник. Работа изложена на 37 страницах.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА
Социальная ситуация развития во время периода старения изменяет в известной мере жизненные стереотипы, требует адаптации к новым условиям. Пожилые люди вынуждены приспосабливаться не только к новым ситуациям и внешними условиями, но и адаптироваться к физическим, физиологическим, психологическим и социальным изменением в себе.
Адаптация понимается как динамическое состояние системы, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды с одной стороны, а с другой, – свойство любого живого организма, обеспечивающее ее устойчивость в меняющихся условиях20.
Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым.
Ключевым в определении
содержания понятия «социальная
адаптация» является непосредственно
суть адаптационного процесса, то есть
проблема выживания человека через
гармоничное приспособление к изменившимся
условиям среды. В социологическом
справочнике дается следующее определение
понятия «социальная адаптация»
Близкие подходы к определению
сущности процесса социальной адаптации
наблюдаются в психологии. Например,
в психологическом словаре
Социальная адаптация – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения, и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Только активная адаптация пожилого человека сделает его жизнь полноценной, разносторонней и полезной обществу23.
В описании процесса адаптации фигурируют такие понятия, как «преодоление», «целенаправленность», «развитие индивидуальности», «самоутверждение»24.
Говоря о социальной адаптации применительно к пожилым людям, в статье «Семья и пожилой человек в аспекте социальной адаптации» дают следующее определение: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе».
Для поддержания социальной адаптации пожилых людей на высоком уровне необходимо следовать основной цели геронтологической профилактики – активизации людей пожилого возраста.
Говоря об активизации пожилых людей, называют комплекс самых разнообразных мероприятий, цель которых затормозить и смягчить процесс старения с одновременной выработкой у пожилого человека умения «красиво стареть», то есть реализовать себя во все возрастные периоды. Приспособление к старости – это способность определить оптимальные соотношения, изменяющиеся с течением времени, между неизбежным отдыхом от некоторых сфер прежней деятельности и продолжением активного образа жизни.
Ограничение психофизических возможностей пожилых людей можно предотвратить, прежде всего, путем поддержания прежнего уровня активности. Однако труднее активизировать уже немощных людей, поскольку надо начинать процесс с низкого уровня и к тому же использовать приемы и средства, чуждые и непривычные многим из них в прошлом, например, такие, как диета, гимнастика, участие в работе клубов пожилых людей, беседы и так далее. Активизация должна идти по многим направлениям одновременно, воздействовать на сферы умственной и физической деятельности человека, в то же время, обеспечивая ему ощущение безопасности и собственной полезности, а также доброжелательности со стороны окружающих25.
Чувство социальной защищенности у пожилого человека напрямую связано с его материальным благополучием. Большинство пожилых людей в России сталкиваются с материальными трудностями, поскольку пенсии не хватает на достойную жизнь. Подрабатывают или же получают помощь от детей далеко не все.
Пожилые люди сокращают некоторые расходы, но ведь одновременно растут другие и появляются новые, главным образом на оплату различных услуг. Расходы на обслуживание, в первую очередь, ударяют по живущим одиноко старикам, поскольку у них нет никого, кто бы убрал квартиру, постирал и так далее. Старые люди компенсируют неизбежный рост этих расходов экономией, например, на питании и одежде, стараясь купить более дешевые продукты и вещи. Бытующее мнение, будто старость приносит с собой значительное ограничение потребностей, таким образом, безосновательно. Экономию стариков можно рассматривать, как вариант пассивной адаптации к пенсионному периоду жизни.
Большие финансовые затруднения серьезным образом ускоряют отход от активной жизни людей пожилого возраста, делая их жизнь серой и мрачной. Необходимо, следовательно, добиваться, чтобы уровень жизни пожилых людей соответствовал среднему уровню жизни в обществе и как можно меньше уступал тому уровню, к которому они привыкли за годы своей профессиональной деятельности26.
Немаловажным условием для активизации пожилых людей является обеспечение им возможности свободно передвигаться и, следовательно, заниматься разными делами дома и вне его. В огромной мере это зависит от расположения, качества и оборудования квартир, качества тротуаров и освещения улиц, от возможности спокойно и удобно пользоваться транспортом, ходить в магазины, поликлиники и так далее. Все это необходимо учитывать при оборудовании улиц, проектировании подземных и надземных переходов, вокзалов, универмагов, учреждений и тому подобное. Следует внести изменения в конструкции автобусов, трамваев и других видов транспорта с целью облегчить людям посадку в них и сохранения равновесия при езде. Невнимание к этим и подобным вопросам создает большие препятствия на пути к активизации жизни людей пожилого возраста.
Люди пожилого возраста не должны «выпадать» из жизни семьи, разрывать связи с друзьями, соседями. Даже самая полная информация о мире, получаемая из газет, радио и телевидения, не заменит повседневных бытовых контактов. Старый человек, особенно не выходящий из дома или больницы, нуждается не только в тишине и покое, но и в получении внешних впечатлений, в том числе с улицы, двора. Ощущать вокруг себя пульс жизни, быть втянутым в нее – вот основной стимул для активности27.
Адаптация пожилого человека, помимо создания условий для его активизации, также во многом зависит от позиции и привычек конкретного человека, течения его жизни, его оценки достигнутых жизненных целей, а также от бытующих в его кругу представлений о жизни в старости.
Ни на каком другом отрезке жизни судьба человека не зависит в такой степени от его характера, нрава, привычек, умения найти общий язык с людьми, как в старости. Черты и свойства характера в значительной мере являются определяющими в его непосредственном общении с близкими и знакомыми, особенно в случаях обращения к ним за помощью. От этого зависит объем и качество опеки над ним со стороны родных, друзей, знакомых, соседей.
Если человеку, пользующемуся помощью других, все не нравится, все кажется не так, если он все время ворчит, то и помогать ему начинают меньше, относятся сухо, руководствуясь лишь милосердием или расчетом. Поэтому «подготовка к старости» не должна сводиться только к такому, хотя и очень важному, делу, как расширение стареющими людьми круга интересов, овладение новыми навыками, но и повышать коммуникабельность пожилых людей. Люди, оказывающие социальную помощь и поддержку старикам, особенно члены семьи, близкие друзья, должны ощущать своеобразную «отдачу», чтобы чувствовать значимость своих усилий28.
Информация о работе Социальная адаптация граждан пожилого возраста