Социальная защита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 01:59, реферат

Краткое описание

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство- Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава1 Социальная политика………………………………………………………………..…4
1.1. Понятие социальной политики…………………………………………………………….4
1.2.Направления социальной политики………………………………………………………5
1.3. Механизмы осуществления социальной политики………………………………………7
1.4. Анализ эффективности проведения социальной политик на примере прожиточного минимума РФ…………………………………………………………………………………..9
Глава 2.Социальная защита, как один из видов деятельности государства как субъекта социальной работы……………………………………………………………………………12
2.1. Понятие социальной защиты……………………………………………………………..12
2.2. Виды и формы социальной защиты………………………………………………………13
Глава 3. Социальные права и социальная работа……………………………………………15
3.1. Понятие социального права……………………………………………………………….15
3.2. Право на жизнь……………………………………………………………………………17
3.3. Право на труд……………………………….…………………………………………….18
3.4. Право на защиту материнства и детства…………………………………………………19
3.5. Право на социальное обеспечение………………………………………………………..20
3.6. Жилищные права граждан………………………………………………………………22
3.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………………………………….24
3.7.1. Обязательное медицинское страхование………………………………………………24
3.7.2. Добровольное медицинское страхование……………………………………………..26
3.8. Право на образование……………………………………………………………………27
Глава 4. Обеспечение социальных прав государством…………………………………….29
4.1. Уровни проведения социальной политики…………………………………………….29
4.2. Государственные социальные учреждения………………………………………………30
4.3. Основные виды социальных услуг……………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК ШИПУНОВА.docx

— 84.07 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………………….2 
Глава1 Социальная политика………………………………………………………………..…4 
1.1. Понятие социальной политики…………………………………………………………….4 
1.2.Направления социальной политики………………………………………………………
1.3. Механизмы осуществления социальной политики………………………………………7 
1.4. Анализ эффективности проведения социальной политик на примере прожиточного минимума РФ…………………………………………………………………………………..9 
Глава 2.Социальная защита, как один из видов деятельности государства как субъекта социальной работы……………………………………………………………………………12 
2.1. Понятие социальной защиты……………………………………………………………..12 
2.2. Виды и формы социальной защиты………………………………………………………13 
Глава 3. Социальные права и социальная работа……………………………………………15 
3.1. Понятие социального права……………………………………………………………….15 
3.2. Право на жизнь……………………………………………………………………………17 
3.3. Право на труд……………………………….…………………………………………….18 
3.4. Право на защиту материнства и детства…………………………………………………19 
3.5. Право на социальное обеспечение………………………………………………………..20 
3.6. Жилищные права граждан………………………………………………………………22 
3.7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь…………………………………….24 
3.7.1. Обязательное медицинское страхование………………………………………………24 
3.7.2. Добровольное медицинское страхование……………………………………………..26 
3.8. Право на образование……………………………………………………………………27 
Глава 4. Обеспечение социальных прав государством…………………………………….29 
4.1. Уровни проведения социальной политики…………………………………………….29 
4.2. Государственные социальные учреждения………………………………………………30 
4.3. Основные виды социальных услуг……………………………………………………….32 
Выводы…………………………………………………………………………………………34 
Список литературы…………………………………………………………………………35

 

 

Введение

Социальная работа- вид  деятельности, которая направлена на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление  разнообразных социальны проблем.1

Субъект социальной работы — это тот, кто осуществляет социальную помощь.

Государство-  единая политическая организация общества, которая

распространяет  свою власть на всю территорию страны и ее население,

располагает для этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные для  всех веления и обладает суверенитетом.

Главный субъект социальной работы – государство  с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального  уровня. Государство- Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Объектом курсовой работы является государство, как субъект  социальной работы.

Предметом курсовой работы являются формы и методы проведения социальной работы государством, социальные права человека, методы их осуществления государством.

Данная тема актуальна  для меня, как для студента, который  в будущем будет работать чиновником. Для меня очень важно ознакомиться с формами и методами проведения социальной работы государством, изучить социальные права человека и методы их осуществления государством.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели необходимо:

  • изучить соответствующую литературу;

  • ознакомиться с теоретической и практической частью выбранной темы;

  • проанализировать данные;

  • сделать выводы.

В первой главе  работы рассмотрено понятие социальная политика, её направления и механизмы  проведения. Также была предпринята  попытка оценить её эффективность  на примере прожиточного минимума.

Во второй главе  написано о социальной защите, как  одном из видов деятельности государства как субъекта социальной работы, а также её виды и формы.

В третьей главе  будет дано понятие социальных прав человека, описаны основные из них.

В четвертой главе  будет рассказано об обеспечении  социальных прав государством, уровни обеспечения, основные виды социальных услуг.

 

Глава 1. Социальная политика

    1. Понятие социальной политики
Социальная политика –  совокупность идеологических представлений  общества и государства о целях  социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям.2

Содержание  социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно  связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

  • выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
  • оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
  • интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
  • прогностическая;
  • социальная защита населения;
  • управление социальными процессами и др.

Основными же целями социальной политики являются: 

  1. Максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно- этического потенциала страны;
  2. Формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;
  3. Создание институциональных и социально- экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы и реальной демократии.

Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Субъектами социальной политики наряду с государством выступают:

    • Государственные ведомства и учреждения;
    • Органы местного самоуправления;
    • Внебюджетные формы;
    • Общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения;
    • Коммерческие структуры и бизнес;
    • Профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;
    • Добровольцы;
    • Граждане;

1.2. Направления социальной политики

Существуют подходы с  многоуровневым выделением направлений социальной политики.  Исследователи отличают в ней два относительно самостоятельных блока:  социальную политику в широком смысле,  которая охватывает решения и мероприятия,  затрагивающие все стороны жизни членов общества,  включая обеспечение последних товарами,  жильем и услугами социальной инфраструктуры,  рабочими местами,  приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения,  его образование и культуру,  создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан и собственно социальную политику  (ее элементами являются

политика в области  социальной защиты населения и ее конкретные виды: семейная политика,  молодежная политика,  политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов) Из приведенных примеров внутренней дифференциации социальной политики видно,  что,  с одной стороны,  большинство ее направлений повторяются в разных классификациях,  с другой -  авторы зачастую используют разные основания для выделения направлений социальной политики,  что вносит определенную путаницу в их понимание, обусловливает взаимное пересечение некоторых направлений.  В общем, вырисовывается два основных критерия для дифференциации направлений социальной политики -  сферный и объектный.  В соответствии с первым можно выделить социальную политику в сфере социально-трудовых отношений; в сфере охраны здоровья; в сфере образования; в сфере культуры и досуга;  жилищную политику;  социоэкологическую политику.  В предложенный перечень следует добавить политику в сфере правоохранительной деятельности,  в том числе в области обеспечения политических прав и свобод  (свобода совести и вероисповедания,  право участвовать в выборах,  свобода слова и печати,  право на информацию и т. п.),  а также в сфере потребления и бытового обслуживания  (включая развитие всей социальной инфраструктуры). 

Второй  (объектный)  подход выделения направлений социальной политики предполагает ориентацию на социально-демографические группы населения:  социальная политика в отношении детей и подростков,  в отношении молодежи, женщин,  пожилых людей,  инвалидов,  работающих и т.  д. Такой подход  «позволяет сосредоточить в едином содержательном  (а затем и организационном)  блоке все проблемы,  касающиеся данной социально-демографической группы,  и наметить пути их разрешения независимо от того,  к деятельности какого ведомства они относятся.

    1. Механизмы осуществления социальной политики

По своей сути механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить оформить социальные интересы граждан, социальных групп населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

В целом разработка социальных технологий включает в себя ряд процедур, имеющих вполне конкретное содержание. Основными среди них являются:

•   социальная диагностика реального состояния социальной сферы, выявление и уточнение наиболее актуальных проблем социального развития;

•   уточнение целей и задач социальной политики, их соответствия главным ориентирам общественного развития;

•   разработка возможных вариантов решения проблем социальной политики; анализ альтернативных вариантов и проектов;

•   принятие решения на основе результатов научно-исследовательских изысканий; построение имитационных моделей, прогнозов и проведение социальных экспериментов:

•   определение потребности и конкретных мер в политическом и правовом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии;

•   планирование и организация информационно-пропагандистского обеспечения реализации того или иного социального проекта;

•  контроль за ходом реализации социальной программы. 
В предметно-практическом аспекте механизм реализации социальной политики связан с деятельностью ее основных субъектов, В этой связи чаще всего речь ведут о государственных органах, ответственных за разработку и реализацию социальной политики. Такой подход правомерен, хотя, как показывает отечественный и зарубежный опыт, ограничить субъектный ряд социальной политики только государством нельзя. В процессе разработки и реализации многих социальных программ принимают самое активное участие политические партии, общественные объединения граждан.

При Президенте РФ существует Совет по социальной политике, комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

В парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду, социальной поддержке, которые по нормативном  уровне формируют политику в этой сфере.

Основными звеньями управления социальным развитием в России является федеральные министерства и ведомства: Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и  социального развития, Министерство культуры и массовых коммуникаций.

Также важное место в  разработке и реализации социальной политике отводится субъектам РФ. Они имеют право на собственное законотворчесвто. В регионах имеются специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств.

На федеральном уровне субъекты социальной политики в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми  актами решают следующие задачи: разрабатывают  федеральные целевые социальные программы, охватывающие самые разнообразные  сферы социальных отношений; принимают  законы и другие нормативно-правовые акты, закрепляющие характер, содержание и направленность социальных программ и социальной политики в целом; устанавливают  единую систему федеральных минимальных  социальных гарантий в области оплаты труда пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры; формируют  внебюджетные государственные фонды  — пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного  медицинского страхования, социальной поддержки населения; осуществляют финансирование объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральном ведении; определяют условия и порядок  компенсации денежных доходов и  сбережений населения в связи  с инфляцией; оказывают организационную  и методическую помощь органам государственной  власти и негосударственным структурам в субъектах РФ по вопросам социальной политики; обобщают и распространяют опыт решения социальных проблем.

Информация о работе Социальная защита в РФ