Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и уточнить основные особенности работы социального педагога по социальной защите детей в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• охарактеризовать функции социального педагога;
• изучить нормативно-правовая базу по вопросу социальной защиты детства в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ 3Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Функции социального педагога, их характеристика Ошибка! Закладка не определена.
1.2 Понятие социальной защиты детства 8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА
2.1 Особенности организации работы социального педагога в учреждении образования 16
2.2 Специфика социальной защиты детей-инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Приоритетными направлениями в области социальной защиты населения является улучшение его социального положения, создание благоприятных условий для реализации прав и полноценного участия в жизни общества, обеспечение социально-экономической поддержки семьи материнства и детства.
Динамичное развитие системы социальной защиты населения позволило решать самые острые социальные проблемы: бедность, малообеспеченность, одиночество, насилие в семье и другие. Проблемы социальной защиты населения находятся в центре внимания органов власти, решаются во взаимодействии со всеми заинтересованными службами.
Охранно-защитная деятельность социального педагога направлена на защиту прав и законных интересов детей в соответствии с законом Республики Беларусь. Одним из важных аспектов работы является нейтрализация антипедагогического воздействия на ребенка, обучение его способам самозащиты. Данное направление включает работу по защите прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (дети, находящиеся в социально опасном положении, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на загрязненных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС и др.). Социальный педагог использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.
Проблема социальной защиты детства достаточно широко представлена в современной литературе (С.А. Бурлакова, Н.Н. Красовская, Е.М. Рыбинский, Т.В. Лодкина, Л.Н. Савотина, Е.И. Холостова и др.). Они указывают, что организация социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти проблемы должны решаться в комплексе.
Итак, социальная защита детства — задача многогранная. Особую актуальность в настоящее время приобретает выявление особенностей социальной защиты детства как функции социального педагога.
Цель исследования: теоретически обосновать и уточнить основные особенности работы социального педагога по социальной защите детей в Республике Беларусь.
Объект исследования — социальная защита детства.
Предмет исследования — специфика социальной защиты детства как функции социального педагога.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Социальный педагог — специалист высшей квалификации. Он имеет определенные осознанные склонности к работе с человеком и его воспитанию, жизненный и профессиональный опыт, обладает необходимыми личностными качествами, такими, как гуманизм, любовь и уважение к ребенку, в целом к человеку, духовная теплота и щедрость, коммуникативность, эмпатийность, толерантность, деликатность. Он владеет организаторскими способностями, высоко нравственной и профессиональной культурой [30, с. 231].
Е.И. Холостова [35] отмечает, что название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. В профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
В сферу социально-педагогической деятельности социального педагога в воспитательно-образовательных учреждениях различного типа и профиля, по мнению большинства авторов [15; 17; 24; 36], входит:
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях воспитательно-образовательной системы определяет его функциональные обязанности [25; 33; 35].
Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на детей; выявляет личностные особенности и достоинства ребенка, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности ребенка, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы его развития в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции способствует включению субъектов воспитательной деятельности — общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи побуждает педагога оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния детей; оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
Итак, социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет разнообразные функции.
Детство – особое социальное явление, требующее научного осмысления – системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.
Понятие «детство» и связанный с ним производный понятийный ряд используются на бытовом уровне. Теоретическое исследование понятия показывает, что его бытовая трактовка недостаточна для анализа макросоциальных процессов, поскольку входит в контекст социальных реальностей главным образом на макросоциальном уровне [24, с. 41].
Есть сложности и при использовании понятия детства в трактовке, сложившейся в психолого-педагогическом цикле наук. В данном случае детство понимается как социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе: состояние и уровень отношения государства, общества, взрослых к детям; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для зашиты прав каждого ребенка, и прежде всего посредством принятия специальных законов или формирования и реализации адекватной политики государства. Когда мы говорим о социальном феномене детства, имеем в виду среднестатистическое понятие без учета национальной специфики, пола и возраста ребенка, места его проживания и материального обеспечения.
В современной науке нет единого мнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапа и его временные границы. Некоторые физиологи и психологи, биологи и демографы считают концом детства и началом молодости период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Психологи определяют возрастные границы детства, обычно разделяя его на периоды: «младенчество» (от рождения до I года), «раннее детство» (от 1 года до 3 лет), «дошкольный возраст» (от 3 до 6-7 лет), «младший школьный возраст». С точки зрения отечественной демографии дети представляют совокупность населения, не достигшего зрелого возраста, где верхней границей детства считается 15-16 лет. В социологии хотя и нет строгих границ, но все зависит от конкретных целей исследования, иногда к категории «молодежь» относят уже тех, кому исполнилось 14. До последнего времени медицинская статистика учитывала состояние здоровья ребенка лишь до 14 лет, общая статистика — детей грудного, ясельного, дошкольного, школьного возраста, а также возраст завершения образования.