Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:31, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение социальной политики в современном мире. В соответствии с поставленной целью в данной работе решены следующие взаимосвязанные задачи: изучение основных аспектов и функций социальной политики; анализ современной социальной политики Республики Беларусь; ознакомление с основными задачами, направленными на совершенствование социальной политики государства; характеристика уровня жизни населения и его основных показателей.
Политология изучает не только
политическую систему общества, ее важнейшие
институты, политический режим, политическую
культуру, положение и роль субъектов
политических отношений, но и политику,
понимаемую как деятельность политико-управленческих
структур в различных сферах жизни общества.
Внутренняя политика государства подразделяется
на различные направления в зависимости
от сферы общественных отношений, в которую
она вторгается. В этом смысле выделяют
политику экономическую, социальную, национальную,
демографическую, экологическую и т.д.
Одной из важнейших частей внутренней
политики является политика социальная,
воплощенная в ее социальных программах
и практике, регулирующая социально-экономические
отношения в обществе в интересах и через
интересы основных социальных групп населения.
В определение “социальная
политика” нужно включать ту группу проблем,
которая позволяет выяснить следующее:
связь социальной политики и общей политики;
ее специфику как направление политического
руководства обществом; характеристику
тех общественных явлений и процессов,
которые выступают объектом воздействия
социальной политики; функции, типы социальной
политики и тенденции их развития в современном
мире.
В более широкой трактовке понятие
“социальная политика” используется
давно и охватывает все отношения общественной
жизни. Вся политическая деятельность
в этом случае рассматривается как социальная.
В этом значении социальная политика тождественна
политике в целом.
В узком смысле понятие “социальная
политика” рассматривается как разновидность
общей политики, имеющая свою специфику,
а значит, свой объект воздействия.
Объектом социальной политики
является социальная сфера жизни общества,
которую можно рассматривать как процесс
функционирования и развития человека
и общества. Все составляющие элементы
общества, будь то социальная группа или
индивид, по-своему включены в социальную
сферу, занимают в обществе свое особое
положение. Члены общества, социальные
группы и общности постоянно в различных
формах взаимодействуют друг с другом,
т.е. находятся в отношениях по поводу
их положения, роли в обществе, условий
жизнедеятельности, образа и уклада жизни.
Эти общественные отношения и составляют
содержание социальной сферы. Следовательно,
если объектом социальной политики является
социальная сфера, то субъектом ее выступают,
прежде всего, институты политической
системы - государство, партии, профсоюзы
и другие общественно-политические объединения.
Разумеется, политические институты
оказывают неодинаковое воздействие на
развитие социальной сферы. Пределы этого
воздействия зависят от многих обстоятельств:
от функций политических институтов в
политической системе общества, масштабов
их применения, от объективных потребностей
развития социальной сферы.
С анализом сущности социальной
политики тесно связан вопрос о ее социальной
функции, споры о которой продолжаются
до сих пор. Первоначально считалось, что
социальная политика выполняет функцию
“регулятора труда и потребления”. Впоследствии
к указанной функции были добавлены “функция
повышения благосостояния народа” и “функция
оказания социальных услуг населению”.
В последние десятилетия тенденции таковы,
что объем и содержание функции социальной
политики во всем мире расширяются.
Целью курсовой работы является
изучение социальной политики в современном
мире.
В соответствии с поставленной
целью в данной работе решены следующие
взаимосвязанные задачи:
изучение основных аспектов и функций социальной политики;
анализ современной социальной политики Республики Беларусь;
ознакомление с основными задачами,
направленными на совершенствование социальной политики государства;
характеристика уровня жизни
населения и его основных показателей.
Социальная политика Республики
Беларусь должна быть пронизана идеями
равенства, всеобщности охвата и доступности
для всех слоев населения национальных
систем образования, здравоохранения,
социального страхования.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие
и сущность социальной политики
Важным фактором, обеспечивающим
устойчивое развитие общества, является
создание экономических, социальных, культурных,
правовых и других условий для гармонического
развития и социально позитивного образа
жизни личности. Потребностям и принципам
устойчивого развития современного общества
соответствует тип гармоничной и всесторонне
развитой, физически здоровой, образованной
и духовной личности, ведущей активный
образ жизни. Развитию личности и интересам
общества способствует поступательное
развитие экономики и общества, формирование
сильного государства, обеспечение социальной
консолидации, которая является необходимым
условием как укрепления демократических
институтов, так и становления гражданского
общества. Добиться такой консолидации
и массовой поддержки власти можно лишь
при условии, что главной целью и реальным
приоритетом развития социального государства
и экономики является осуществление государством
такой политики, которая будет направлена
на обеспечение определенного уровня
благосостояния своих граждан, поддержку
социально уязвимых групп населения, на
утверждение в обществе социальной справедливости.
Сильная социальная политика в сочетании
с раскрепощением инициативы самой активной
части населения призвана сбалансировать
интересы и консолидировать общество
на основе надежных социальных гарантий
и уверенности в завтрашнем дне.
Социальная парадигма развития
исходит из того, что локомотивом экономического
роста является человек, обладающий квалификационными
и трудовыми возможностями, социальной
активностью и мобильностью, способностью
легально адаптироваться к сложившимся
условиям и реализовать эффективно возможности
своей деятельности. При этом важно обеспечить
ведущую роль социальной политики в системе
управления обществом, определить важнейшие
направления и методы ее реализации, выделить
приоритеты, исходя из задач устойчивого
развития.
Важнейшим условием развития
человеческого потенциала являются стабильность
общества, эффективная социальная политика
государства, призванная создать необходимые
условия, обеспечивающие достойную жизнь
и свободное развитие человека.
Таким образом, социальная политика
- это деятельность институтов государства,
направленная на управление социальным
развитием, умножением и распределением
материальных и духовных благ для обеспечения
достойного уровня жизни всех слоев общества,
каждого человека.
Объектом социальной политики
могут быть отдельные граждане, их группы,
объединенные конкретными связями и отношениями,
население страны в целом.
Субъекты социальной политики
- те, кто определяют цели, задачи, приоритеты
и нормативно-правовую базу социальной
политики и осуществляют действия по ее
реализации. Это органы государственного
управления на республиканском и местном
уровнях; различные негосударственные
объединения; коммерческие структуры,
а также отдельные граждане, действующие
в рамках гражданской инициативы.
С точки зрения субъектов социальной
политики, выделяют два ее уровня - общегосударственный
и региональный.
Государственная социальная
политика характеризуется единым законодательным
пространством для всего населения, единой
социальной инфраструктурой. На этом уровне
определяются цели, задачи, приоритеты
социального развития и способы их достижения
по отношению ко всему обществу: принимаются
нормативно-правовые акты, регулирующие
общие принципы социальной политики в
стране; устанавливаются минимальные
социальные гарантии в области оплаты
труда, пенсионного обеспечения, стипендий,
медицинского обслуживания, образования
и культуры; определяется порядок предоставления
гражданам льгот и социального обслуживания;
разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика
предназначена для обеспечения удовлетворения
потребностей жителей конкретного региона
с учетом особенностей культурного, исторического,
религиозного и иного характера. На этом
уровне принимаются нормативно-правовые
акты, регулирующие социально-экономические
отношения в регионе, а также региональные
социальные программы, направленные на
решение конкретных проблем населения
региона.
1.2 Основные
функции, принципы и направления
социальной политики
Цель социальной политики государства
- формирование социально стабильного
и высокоразвитого общества, в котором
нет нищеты и резких социальных контрастов;
достигнут социально приемлемый жизненный
уровень и качество жизни; имеется достаточная
степень общественного согласия и общественной
солидарности, а социальные противоречия
разрешаются без острых конфликтов.
Следовательно, можно выделить
четыре основные функции социальной политики:
стабилизация, приведение к
устойчивости социальных отношений и
социального положения всех групп населения;
поддержание и стимулирование
экономической и социальной активности населения;
гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения низшего порога материальных возможностей жизнедействия;
защитная функция, означающая
помощь гражданам в условиях наступления
состояния социального риска и кризиса.
Важнейшими принципами формирования
и функционирования эффективной социально
ориентированной политики являются:
принцип социального равенства
людей - членов данного общества (перед
законом, в области национальных отношений, вероисповедания);
принцип социальной солидарности,
понимаемый как общая поддержка, опирающаяся
на общность основных жизненных интересов
и целей населения данной страны;
принцип социальной справедливости,
имеющий исторические особенности, но
в целом понимаемы как отношения эквивалентности
в жизни общества и его социальных групп
(например, соответствие прав и обязанностей,
практического вклада и реального положения человека).
Социальная политика государства
осуществляется по нескольким направлениям.
Первое направление предполагает,
что часть доходов, получаемых населением,
зависит от количества и качества труда.
Со стороны государства необходимо учитывать
тенденции в области занятости, связанные
с сокращением общей численности занятых
в стране, перераспределением занятых
между государственными и негосударственными
секторами экономики, усилением процессов
трудовой миграции.
Второе направление связано
с регулированием доходов, приостановлением
социального расслоения, снижения уровня
жизни, бедности. Это определяет приоритеты
в социальной политике, связанные со стабилизацией
уровня жизни, борьбой с малообеспеченностью.
Особенностью третьего направления
является то, что проводимые социальные
выплаты неимущим слоям населения не имеют
связи с трудом данного работника. Здесь
важное значение приобретает проблема
определения категорий населения, которые
имеют право на социальную помощь.
Главной целью социальной политики
Республики Беларусь в долгосрочной перспективе
является обеспечение устойчивого роста
уровня и качества жизни населения и создание
условий для развития человеческого потенциала.
При этом государство должно предоставить
каждому трудоспособному человеку условия,
позволяющие ему собственным трудом и
предприимчивостью обеспечить свое благосостояние
и благосостояние своей семьи и полностью
выполнить социальные обязательства перед
инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными
и малообеспеченными слоями населения.
Таким образом, эффективная
социальная политика - важнейший фактор
успешного развития экономики и общества
в целом, реализации целей и задач социального
государства, каким является Республика
Беларусь.
1.3 Развитие
социальной сферы
Целью деятельности важнейших
отраслей социальной сферы Республики
Беларусь в 1 квартале 2008 г. было выполнение
задач, определенных Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
гг., Прогнозом социально-экономического
развития страны на 2008 г. и соответствующими
постановлениями Правительства.
Объем средств, направленных
на финансирование социально-культурных
мероприятий (здравоохранение, физическая
культура, спорт, культура и средства массовой
информации, образование, социальная политика),
в январе-феврале 2008 г. составил 3,9 трлн
руб., или 54,5% всех расходов консолидированного
бюджета (за январь-февраль 2007 г. - 3,3 трлн
руб., 63% от всех расходов).
Расходы социального характера
(здравоохранение, физическая культура,
спорт, культура и средства массовой информации,
образование, социальная политика) составили
43.2% всех расходов республиканского бюджета.
Учреждения образования в текущем
периоде стремились к обеспечению доступности,
повышению качества и инновационного
уровня образования
На качественно новый уровень
в своем развитии вышла высшая школа страны:
совершенствуется содержание образования,
объем и структура подготовки специалистов,
внедряются инновационные технологии
и программы, укрепляется связь с производством.
На 10 тыс. населения приходится 415 студентов
вузов, что является одним из самых высоких
показателей среди европейских государств.
Вместе с тем на фоне сложившихся
позитивных тенденций в ходе проведения
реформы общеобразовательной школы, не
успевшей закончить свой полный цикл,
обозначился ряд проблем и противоречий.
Предполагаются кардинальные перемены
в школе, и главная из них - возможность
возврата к 11 -летнему образованию. Вопрос
о целесообразности 12-летнего образования
в Беларуси находится на стадии обсуждения
в межведомственной комиссии, вынесенное
ею решение будет закреплено соответствующим
нормативным актом Главы государства.