Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:29, курсовая работа
Цель исследования: обобщение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы.
Задачи:
Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;
Раскрыть сущность и содержание социальной политики;
Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.
Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы
Курсовая работа
На тему
Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе
Содержание
Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Особо примечательным является развитие теории социальной работы, которая на протяжении длительного периода, как известно, отставала от непосредственной практики социальной работы.
В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.
В настоящее время
социальная политика рассматривается
как конкретная идеология и практика
формирования и реализации социальных
обязательств государства и общества
в целом и отдельных их структур
в частности в отношении
Поэтому изучение места и роли социальной политики в теории социальной работы является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Степень разработанности проблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.
Такие исследователи
как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова,
Н.С.Данакин,В.И.Жуков,И.Г.
Активно развиваются
исследования теории, методики и методологии
социальной работы, среди которых
ведущее место принадлежит
Российские ученые также обращаются к исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко, Е.И.Холостовой и др.).
Однако недостаточно
исследовано место и роль социальной
политики в теории социальной работы.
Отсюда вытекает следующая проблема
исследования: социальная политика как
наука объективно выходит на первый
план в теории социальной работы, т.к.
в настоящее время представляет
собой формирующийся социальный
институт, значимость которого возрастает
как в силу долговременных тенденций
развития цивилизованного общества,
так и в результате ситуативных
трудностей трансформирующегося
Объект исследования: теория социальной работы как система.
Предмет исследования: место и роль социальной политики в системе теории социальной работы.
Цель исследования:
обобщение теоретических
Задачи:
Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;
Раскрыть сущность и содержание социальной политики;
Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев [20;С.17], самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.
Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.
В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.
В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Для теории социальной
работы характерно разнообразие подходов
к выделению объекта и
Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, «срез», определенного типа отношения. Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.
Объектом исследования
в теории социальной работы как науки
одними исследователями
Часть специалистов в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях [7;С.18].
Предметом социальной
работы как самостоятельной социальной
науки они считают
Несмотря на различные
формулировки объекта, и предмета, они
сходны в том, что в современных
условиях социальная работа выходит
за границы социальной помощи крайне
нуждающимся категориям, становясь
теоретическим знанием о
В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.
Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями [9;С.20]:
1. Общая заинтересованность
социального работника и
2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.
3. Реализация общих
интересов клиента через
4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта.
5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника.
Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.
Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект.
Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.
Сложность взаимоотношений
между клиентом и обществом, между
объектом и субъектом объясняют
множественность принципов
социально-политические;
организационные;
психолого-педагогические.
Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:
1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает [20;С.22]:
умение анализировать
и выявлять тенденции социально-
увидеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;
борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.
2. Принцип гуманизма
и демократизма социальной
Принцип гуманизма
социальной работы тесно связан с
демократизмом взаимоотношений
социального работника и
В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.
Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.
Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.
3. Важно отметить
тесную связь демократизма и
гуманизма с конкретными
Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.
4. Принцип законности
подразумевает строгое
Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:
1. Социально-технологическая
компетентность подразумевает
2. Стимулирование
- это побуждение человека к
осознанному,
3. Контроль и
проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной
деятельности социальных служб
и органов управления