Социальная профилактика девиаций в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Характеристика девиантного поведения молодежи………………5-13
Причины девиантного поведения в молодежной среде…………14-15
Сущность и содержание социальной профилактики……………16-22
Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков……………………………….23-27
Заключение…………………...............................................................28-29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

контролтьная по технологии социальной работы.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:  “Технология социальной работы”.

по теме: « Социальная профилактика девиаций в молодежной среде».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

     Введение...................................................................................................................3

    1. Характеристика девиантного поведения молодежи………………5-13
    2. Причины девиантного поведения в молодежной среде…………14-15
    3. Сущность и содержание социальной профилактики……………16-22
    4. Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков……………………………….23-27

  Заключение…………………...............................................................28-29

Список литературы 30

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В современных условиях вряд ли может  существовать общество, в котором  все его члены  вели бы себя в  соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек  нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости  от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.

     Отклонение  или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Отклоняющееся поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности социальной нормы и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

 

 

Но в реформируемом  обществе, где разрушены одни нормы  и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Конечно,  общество не может долго оставаться в таком  положении. Отклоняющееся поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика девиантного поведения молодежи .

 

"Отклоняющимся  (девиантным) поведением называют  поведение, в котором устойчиво  проявляются отклонения от социальных  норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа" [5, с.9] К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство. побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть находятся в поступках и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих  гражданских обязанностей, долга, нежелании  решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально- пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое  распространение как у нас  в стране, так и за рубежом получила такая форма социально-пассивных  отклонений как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет  к быстрому и необратимому разрушению психики и организма. такое поведение получило на Западе название -саморазрушающего поведения [17, c.59].

Оклоняющееся  поведение является результатом  неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Подростковая дезодаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

В зависимости  от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную  и социальную дезадаптацию, которые  могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании.

Патогенная  дезадаптация вызвана отклонениями и паталогиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

Выделяют также  более легкие, пограничные формы  нервно-психических расстройств  и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения [26, c.189].

"Среди форм  патогенной дезадаптации отдельно  выделяют проблемы олигофрении,  проблемы социальной адаптаци  умственно-отсталых детей. У олигофренов  отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей безусловно затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально-педагогических условий и коррекционно-развивающих программ." [5, с.10]

Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными  и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ.

По своей  природе и характеру различные  формы психосоциальной дезадаптации также могут делится на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении  норм морали и права, в асоциальных  формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

В зависимости  от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность.

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты  с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных  представлений. Для них высокой  остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи.

При социальной запущенности наряду с асоциальным  поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой" жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью [24, c.87].

Социальная  реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков и молодежи с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс. Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное, и большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

Большое распространение  получают также так называемые "безмотивные" преступления и девиации. Безмотивные  преступления, мотивы которых преступник затрудняется объяснить, криминологи называют " безмотивными", "немотивированными" преступлениями"[5, с.12]

В настоящее  время, наука, опираясь на психологическое  знание о природе неосознаваемых явлений, уделяет серьезное внимание исследованию немотивированных преступлений, которые в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют определенную сложность как в практике судебного делопроизводства, так и в превентивной практике.

В коллективной монографии " Криминальная мотивация", вышедшей под редакцией академика В.Н.Кудрявцева, бессознательной мотивации преступного поведения посвящена самостоятельная глава, в которой в частности, сделана попытка рассмотреть природу и классифицировать в зависимости от проявления неосознаваемые мотивы [17, c.59], К числу таких мотивов авторы относят следующие:

1. Первая категория  неосознаваемых мотивов свойственна  определенному типу личности, характеризующемуся  переоценкой собственной значимости, агрессивной концепцией окружающей Среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым, эмоциональным впечатлениям, таким образом неосознаваемой детерминатой является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоиндентичностью. Это, как правило, лица, ведущие бездомный, паразитический образ жизни.

2. Вторая категория  неосознаваемых мотивов может  носить компенсаторский или гиперкомпенсаторский  характер, что прежде всего связано  с развивающимся комплексом неполноценности,  неадекватности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект.

3. Третья категория  неосознаваемых мотивов связана  с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.

4. Четвертую  категорию бессознательных мотивов  преступного поведения составляют  различные патологические, не исключающие  вменяемости, особенности личности, в этих случаях у субъекта  возникает сильнейшее стремление  совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.[5, с.14]

Представляется, что определенные отклонения и, следовательно, источники криминогенного поведения могут быть обнаружены у подростков и молодежи в любой из сфер общения. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что значимость сферы общения на различных возрастных этапах формирования личности неодинакова, в частности, этот возраст характерная заметным снижением уровня общения школьников в семье, правильнее сказать, что не иногда, а почти всегда в неблагоприятных семьях его различные проявления наблюдаются в детском возрасте. Здесь эта тенденция выступает в виде закономерности, а исключения. Многочисленные данные свидетельствуют также, предпосылки отклоняющегося поведения действуют и до рождения ребенка. Свое крайнее выражение они получают в правонарушающем поведении [19,c.108].

Полученные в ходе исследования Д.В Ярцевым данные подтверждают точку зрения о том, что подростки, имея в целом эмоционально-позитивное отношение к своей семье (91,3%), тем не менее несколько отгорожены от семьи и не желают пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей (об этом заявили 20% опрошенных учеников 5—6-х классов).

Информация о работе Социальная профилактика девиаций в молодежной среде