Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 19:11, курсовая работа
Активное технологического развитие, происходившее на протяжении XX века, послужило основой масштабного расширения коммуникативных возможностей человека посредством использования новых технических средств, менявших формы и интенсивность коммуникации, порождая тем самым новые практики, изменяя структуру взаимодействия. Центральным моментом в этом процессе явилось рождение и открытие для широких масс в начале 90-х гг. глобальной информационной сети Интернет как совокупности объединенных между собой компьютерных сетей по всему миру, обеспечивающей возможность одновременного межсетевого взаимодействия из любой точки планеты.
Введение…...…………………………………………………………………….3
1.Комунникация и социальные сети……………………………………….11
1.1 История термина «социальные сети»…………………………………11
1.2. Социальные сети в жизни и в интернете………………………………11
1.3. История социальных сетей………………………………………………14
2. Популярные социальные сети
2.1.Facebook…………………………………………………………………...…18
2.2.Вконтакте.ру.............................................................................................19
2.3. Одноклассники.ру……………………………………………………….22
3. Специфические черты Интернет-коммуникации в социальной сети……………………………………………………………………………….26
4. Особенности формирования социального капитала как ресурса коммуникативных возможностей социальной сети................................33
5. Экономическое развитие социальных сетей. ……………………………37
6. Цензура и приватность…………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………………..43
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью
по дисциплине "Основы теории коммуникации "
на тему:
Социальные сети как способ коммуникации
Выполнил: студент гр. БСО-12-01 Э.А. Саетов
Проверил: к.с.н., доцент
Уфа-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…...………………………………………………
1.Комунникация и социальные сети……………………………………….11
1.1 История термина «социальные сети»…………………………………11
1.2. Социальные сети в жизни и в интернете………………………………11
1.3. История социальных сетей………………………………………………14
2. Популярные социальные сети
2.1.Facebook………………………………………………
2.2.Вконтакте.ру..............
2.3. Одноклассники.ру……………………………………
3. Специфические
черты Интернет-коммуникации в социальной
сети……………………………………………………………………
4. Особенности формирования
социального капитала как ресурса коммуникативных
возможностей социальной сети..........................
5. Экономическое развитие социальных сетей. ……………………………37
6. Цензура и приватность…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..43
Введение
Актуальность
Активное технологического развитие, происходившее на протяжении XX века, послужило основой масштабного расширения коммуникативных возможностей человека посредством использования новых технических средств, менявших формы и интенсивность коммуникации, порождая тем самым новые практики, изменяя структуру взаимодействия. Центральным моментом в этом процессе явилось рождение и открытие для широких масс в начале 90-х гг. глобальной информационной сети Интернет как совокупности объединенных между собой компьютерных сетей по всему миру, обеспечивающей возможность одновременного межсетевого взаимодействия из любой точки планеты. Cпецифика Интернета как технологической базы опосредованного общения и формируемая в данном контексте культурная среда взаимодействия явились основой для зарождения новых форм и типов коммуникации. По данным International Telecommunications Union (ITU) сегодня аудитория Интернета превышает 2 млрд. пользователей по всему миру1.
Рис.№1. Доля интернет-пользователей от общей численности населения Земли
В России по данным ФОМ суточная аудитория Интернета составляет 38,6 млн. человек2.
Современный Интернет – это не просто средство коммуникации, но пространство активного взаимодействия многих людей, совместно творящих информационную среду, традиционные медиа сменяет модель интерактивного участия пользователей в создании контента. Именно взаимодействие выступает сегодня ключевым элементом, интернет-сервисы, представляющие собой платформу для организации разного рода взаимодействия между людьми, получили название социальных. Такие сервисы предоставляют своим пользователям инструменты для реализации каких-либо действий он-лайн. Наибольшую популярность среди подобных сервисов приобрели социальные сети, в основе которых – инструменты, направленные на поддержание и развитие социальных контактов в Интернете.
Социальные сети раскрывают новый потенциал Интернета – как средства самореализации и общественной коммуникации людей. Общение в социальных сетях сегодня стало частью повседневности миллионов людей во всем мире. Практики взаимодействия в социальных сетях в Интернете все глубже внедряются в структуру жизни людей, переводя большую часть человеческой активности в режим онлайн. И если Интернет рассматривается как «коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими людьми в любой момент времени и в глобальном масштабе»3, то социальные сети представляют собой конкретный инструмент, позволяющий выстраивать взаимосвязи между людьми, активизировать социальную составляющую взаимодействия онлайн.
В контексте рассмотрения социальных сетей как средства коммуникации центральным моментом для определения их значения в общественной жизни и соотнесения онлайнового общения с внесетевой активностью выступают те возможности, которые могут осуществляться посредством использования ресурса. При этом важным фактором являются особенности социальных сетей как средства онлайн-взаимодействия, среди которых исследователи Интернета обычно выделяют физическую непредставленность пользователей, интерактивность среды, отсутствие географических барьеров и т. п.
Программа исследования
Объект – социальные сети в Интернете.
Предмет – особенности коммуникации в социальных сетях Интернета.
Цель – выявить особенности коммуникации в социальных сетях (на примере социальной сети «Facebook»).
Задачи:
-описать социальный портрет
российского пользователя
-выявить специфические черты Интернет-коммуникации в социальной сети «Facebook»;
-проанализировать особенности
формирования социального
Степень разработанности проблемы
Для анализа социальных сетей в Интернете нами использовались положения сетевого анализа в социологии, идеи М. Грановеттера и проводимое им различение «сильных» и «слабых» связей, концепция социального капитала П. Бурдье. Сетевой анализ в социологии, ставит своей целью изучение социальных отношений и потоков в сети. В качестве истоков сетевого анализа рассматривают исследования антропологов (А.Р. Радклифф-Браун, С. Найдел и др.), где впервые общественная структура начинает рассматриваться как сеть социальных отношений, понимаемая через конфигурацию интерактивных взаимоотношений между акторами, а не просто статическое распределение акторов на ту или иную роль.4
Среди современных представителей сетевого анализа в социологии, прежде всего, стоит упомянуть Мануэля Кастельса, который в своей работе «Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе»5 приводит результаты исследований, проводившихся социологами в первое десятилетие массового распространения Интернета и направленных преимущественно на анализ изменений в социальной активности людей, использующих новую технологию. Изучению онлайновых сообществ посвящены работы Г. Рейнгольда6. К рассмотрению включения взаимодействия посредством Интернет в контекст повседневных практик обращаются К. Трейси, Б. Андерсон; Дж. Най, Р. Эрдинг в своем исследовании отследили модель угасания межличностного взаимодействия и потери связей с социальным окружением у активных пользователей Интернета7.
М. Кастельс также обращается к теоретическому анализу глобальной сети Интернет и ее значению в преобразовании восприятия мира отдельных индивидов, влиянии на организацию социального пространства, где перестает играть роль географическая локализация, уступая место принадлежности к «виртуальному сообществу». Информационные технологии рассматриваются им в качестве материальной основы для распространения сетевой формы организации, основанной на взаимосвязанных между собой децентрализованных элементах (или узлах) и способной неограниченно расширяться за счет включения новых элементов, если те обладают аналогичным кодом и, соответственно, способны к коммуникации внутри данной сети. По М. Кастельсу сетевая организация становится доминирующей в современном обществе, обозначая примат социальной структуры (построенной по принципу сети) над социальным действием применительно ко всем общественным сферам.8
П. Бурдье представляет социальную сеть как социальное поле, в котором позиции индивидов распределены в соответствии с их статусами. Статус в свою очередь зависит от совокупности ценных социальных отношений и полезных связей, которые и представляют собой социальный капитал – «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания»9 (или членством в группе). При этом такие отношений могут существовать только в форме материального или символического обмена, который способствует их поддержанию, являя собой знаки взаимного признания членов группы и членства в ней. Объем социального капитала, которым обладает агент, зависит от размера сети связей, которые он может эффективно мобилизовать, и от объема капитала (экономического, культурного, символического), которым, в свою очередь, обладает каждый из тех, кто с ним связан.
В российских исследованиях можно отметить работы, направленные на анализ аудитории Интернета в РФ: ее социально-демографических характеристик, динамики расширения и т.п. (А.В. Чугунов, А.А. Ослон);10 процессы виртуализации социального пространства и взаимодействие в Интернете в терминах «виртуализации» рассматривают Д.В. Иванов, В.Л. Силаева;11 С. Коноплицкий анализируют структуру и особенности функционирования сетевых сообществ в Интернете.12 Анализу непосредственно социальных сетей посвящены в основном исследования маркетинговой направленности (TNS и др.).13
Эмпирическая база:
-анализ отчетов по проекту Web Index TNS Media Research
-анализ Интернет-конференции: «Социология и Интернет: перспективные направления исследования». Идея данной Интернет-конференции – создать ресурс для свободного обмена мнениями экспертов-практиков, научного сообщества, студентов и аспирантов в рамках проблемного поля «Социология & Интернет». Данная конференция – совместный проект ФОМ-Клуба и Федерального образовательного портала по экономике, социологии и менеджменту (http://www.ecsocman.edu.ru).
-анализ данных проекта
ФОМ-РУНЕТ – http://runet.fom.
-анализ данных проекта
«Мир Интернета» – http://bd.
-анализ выпусков регулярного бюллетеня «Интернет в России».
-анализ сайта, посвященного
сбору статистики по
Интерпретация и операционализация понятий
Интернет — всемирная система объединенных компьютерных сетей; служит физической основой информационного пространства, образуемого многочисленными веб-ресурсами Всемирной паутины (World Wide Web). С точки зрения пользователя Интернет представляет собой глобальное средство обмена информацией. Может рассматриваться как средство коммуникации и информационное пространство. Также Интернет следует рассматривать как среду, в которой осуществляется коммуникация между пользователями, свойства которой определяют характер и формы взаимодействия.
Социальная сеть – социальная структура, состоящая из группы узлов, в качестве которых выступают социальные объекты (общность, социальная группа, индивид), и связей между ними (социальные взаимоотношения), образующие различные типы взаимозависимостей на основе пересечения ценностей, взглядов, интересов и пр.
Социальная сеть в Интернете – Интернет-сервис, в основе которого –обеспечение и поддержание взаимосвязей между пользователями; ориентирован преимущественно на межличностное общение.
Коммуникация — это опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов, которое может представлять собой или движение субъектов в пространстве, или движение идеальных объектов (смыслов, образов) в многомерных умозрительных (виртуальных) пространствах и временах (коммуникация смысловая — генетическая, психологическая, социальная);14 смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. В широком смысле под коммуникацией понимаются процессы передачи и приема информации, которые включают в себя передаваемую информацию, каналы и средства ее передачи и восприятия, субъектов взаимодействия, владеющих нормами определенной семиотической системы. Также коммуникация рассматривается как смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия, направленный на достижение общего понимания субъектов относительно объекта взаимодействия.
Коммуникация в социальной сети в Интернете – компьютерно-опосредованная коммуникация, осуществляемая на технической платформе, предоставляемой специализированным Интернет-ресурсом.
1. Коммуникация и социальные сети
1. 1.История термина «социальная сеть»
социальный интернет сеть цензура
Чтобы вести рассуждения о социальных сетях в сети Интернет, необходимо обратиться к изначальному понятию социальная сеть.
Термин «социальная сеть» появился в работе Джеймса Барнса «Классы и собрания в норвежском островном приходе» еще в 1954 году. Это социальная структура (математически – граф), состоящая из группы узлов, и которыми являются социальные объекты (люди и организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).
Этот термин получает широкое распространение и во второй половине XX века становится общеупотребительным в английском языке.
Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году РэйСоломонофф и Анатолий Рапопорт. В 1959–1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос и Альфред Реньи написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс и Стивен Строгач развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие коэффициента кластеризации – степени близости между неоднородными группами.