Тема смерти в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Первая глава посвящена представлению смерти в тех культурах цивилизаций и стран, которые оказали огромное влияние на культуру других народов. Так как культура цивилизаций неотрывна от религии и ее воздействия, вторая глава раскроет представление о смерти в мировых религиях. В третьей главе кратко представлены символы и образы смерти. Четвертая глава раскрывает структуру, по которой сложился сегодняшний образ смерти, отношение к ней.

Содержание

• Введение
• Глава 1. Представление о смерти в истории цивилизаций и стран
• 1.1 Древние египтяне
• 1.2 Древние греки
• 1.3 Древние римляне
• 1.4 Древний Китай
• Глава 2. Представления о смерти в мировых религиях мира
• 2.1 Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
• 2.2 Ислам - понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
• 2.3 Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
• Глава 3. Облики смерти
• Глава 4. Современное представление смерти
• Заключение
• Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Тема смерти в культуре.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Пермский государственный  университет»

Юридический факультет

Кафедра мировой  культуры и литературы

Курсовая работа

Тема смерти в  культуре

Студентки 2 группы3 курса

заочного отделения

специальности «Юриспруденция»

Разуваевой Анастасии  Вячеславовны

Научный руководитель:

Пустовалов А.В.

Пермь 2008

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Представление о смерти в истории цивилизаций и стран
  • 1.1 Древние египтяне
  • 1.2 Древние греки
  • 1.3 Древние римляне
  • 1.4 Древний Китай
  • Глава 2. Представления о смерти в мировых религиях мира
  • 2.1 Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
  • 2.2 Ислам - понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
  • 2.3 Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
  • Глава 3. Облики смерти
  • Глава 4. Современное представление смерти
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Каждого человека, как и всякое живое существо на свете, где-то впереди ожидает трагическое, неведомое и неотвратимое событие, имя которому - смерть. Хотя страх перед смертью присущ всем людям, в той или иной мере, на продолжении всей истории цивилизаций феномен смерти волновал умы различных деятелей философии, религии, искусства, литературы и науки, великих правителей и простой народ.
  • Что такое смерть? Каков ее облик? Жизнь и смерть как одно целое? Есть ли бессмертие? Можно задать тысячи вопросов подобных этим и найти тысячи ответов, которые окажутся истиной для твоего сознания. Но я думаю, что самое страшное то, что смерть начисто лишена своего облика. В новелле Эдгара По «Маска Красной Смерти» бесстрашный герой срывает с непрошеной гостьи одну за другой все ее маски и обнаруживает вдруг, что под ними ничего нет. И эта безликость смерти заставляет человека придумывать разные символы смерти, коих огромное множество. Символами смерти являются и человеческие останки, и «зловещие цифры», черный цвет, животные, растения и т.д. Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. - М.: Вече, 2005. - 45 с.
  • Символы смерти тесно связаны с культурой цивилизаций, поэтому я в своем реферате обращусь именно к историческим формам ментального восприятия смерти. Почему я не стану использовать философский подход к этой теме? Потому что как бы ни был умен, прозорлив мыслитель, и даже если его мнение близко к объективной реальности, все же это правда одного человека, но не целого народа.
  • Итак, первая глава посвящена представлению смерти в тех культурах цивилизаций и стран, которые оказали огромное влияние на культуру других народов. Так как культура цивилизаций неотрывна от религии и ее воздействия, вторая глава раскроет представление о смерти в мировых религиях. В третьей главе кратко представлены символы и образы смерти. Четвертая глава раскрывает структуру, по которой сложился сегодняшний образ смерти, отношение к ней.
  • В моей работе основными источниками информации послужили книги следующих авторов Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций, Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен, Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Остальные авторы, которые указаны в списке литературы, послужили дополняющим источником и были использованы мной для сравнительного анализа.
  • Глава 1. Представление о смерти в истории цивилизаций и стран
  • Перенимая традиции поколений, сегодня мы основываем свое представление о смерти на тех образах и символах, которые существует уже очень давно. У древних и первобытных народов на этот счет имелись самые разнообразные представления.

1.1 Древние египтяне

Древние египтяне, как ни один народ в мире, серьезно готовились к «жизни» после смерти. Задолго  до смерти египтяне возводили пирамиды-гробницы и учились преодолевать страх  смерти, исходя из принципа: «Кто научился умирать, тот разучился быть рабом».

Смерть для них как  уход в инобытие, переход к лучшей жизни в Ином мире. Умерший, по мнению древних египтян, обретал счастье и вечное блаженство, если он похоронен на родине, в гробу, а еще лучше - в гробнице мумифицированным. Иной мир представлял собой счастливую, беззаботную жизнь где-то на дальнем западе, поэтому Иной мир также назывался Царством Запада.

До появления династии фараонов тела умерших просто хоронили в неглубоких ямах в песке, где  они быстро высыхали и хорошо сохранялись  от разложения. В период Раннего  царства начинается строительство  храмов, связанные с богом солнца Ра. Но тела в таких храмах долго  не сохранялись и гнили. В связи  с этим постепенно совершенствовался  ритуал захоронения, таким образом, появился процесс мумификации.

Мумификация один из важных элементов. По ментальности египтян у любого человека есть три души - 1) ка (двойник умершего, которому отводилась особая роль в посмертном существовании, участь ка после смерти зависит от участи тела - он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы); 2) ба (душа умершего, которая после смерти взлетит в небо птицей);3) рен (имя человека), а сохранять тела умерших необходимо для того, чтобы все три души жили вечно. Но бальзамирование было дорогой роскошью для простых людей, только фараоны и цари могли себе позволить мумифицировать себя. Ритуал мумификации являлся неотъемлемой частью культуры Древнего Египта, о чем свидетельствуют многочисленные подробные изображения этого процесса на стенах храмов и гробниц, в которые входить простому смертному было запрещено. Что лишний раз подтверждало серьёзное отношение древних египтян к смерти и загробному миру. После завершения бальзамирования на умершего одевалась маска-портрет и его тело помещалось в саркофаг. Саркофаги - это древние гробы в форме прямоугольника. Начиная с периода Древнего царства и далее, саркофаги покрывались рядами иероглифов и различными небольшими рисунками, имеющими какое-либо магическое значение. На поверхности саркофага практически всегда изображали таких богов, как Гор, Маат, Осирис, надеясь таким образом привлечь к этому умершему особое внимание богов.

Постепенно стала совершенствоваться архитектура храмов, так появились  пирамиды-гробницы. Считалось, что чем  выше пирамида, воздвигнутая над умершим, тем легче будет его душе подняться  по ступеням пирамиды к Солнцу и  слиться с ним. По версии египтян  ка остается в гробнице, а сам покойник движется вместе с солнечным богом. Животворящее Слово бога пробуждает покойного ото сна, и он падает вниз, подобно тому, как солнце уходит вечером за горизонт. Далее человек, пройдя преисподнюю Осириса, оживает. Получается так, что желанием любого египтянина было вернуться в мир, из которого он вышел. Тогда не страшна и смерть, так как она имела вечное продолжение в круговороте жизни.

Осирис являлся Правителем Царства Мертвых. Он был убит своим  братом Сетом и воскрешен своими сестрами Изидой и Нефтидой. После возращения к жизни он стал правителем Царства Мертвых. По этой традиции умерший ритуально отождествляется с Осирисом, и его можно воскресить. Если все особые молитвы прочитаны, то терялись последние надежды вернуть человека к жизни, и начиналась подготовка к захоронению. Богом же мертвых был Анубис, который так же был богом бальзамирования.

Чистота души перед лицом  Осириса (перед судом) имело крайне большое значение. Египтяне верили в магию и думали, что если слово  написано, то оно обращается в действительность. Чтобы помочь богатому покойнику, родные покупали ему за большие деньги свиток папируса с молитвами. И если египтянин успешно проходил через чистилище, то попадал в рай - своеобразное идеализированное земное царство.

Попав в Иной мир, умерший подвергался ряду испытаний, которые начинались с того, что он должен был уговорить старого лодочника перевезти его через реку Мёртвых. Затем ему предстояло преодолеть Двенадцать врат охраняемых различными чудовищами, стражами и т.д. После чего ему необходимо было перебраться через Огненное озеро, и только после этого он представал перед 42-я судьями, которые и зачитывали ему список его грехов. Если он выдерживал это испытание, то он попадал в Зал Суда Осириса, где на весах взвешивали Перо - символ богини истины - и сердце умершего. Если Перо Истины перевешивало сердце, то ему позволяли присоединиться к своим предкам в Царство Запада, иначе его отдавали на растерзание чудовищу. Умершему давали различные амулеты, которые должны будут помочь ему в преодолении испытаний, рукописи содержащие тексты, способные предупредить об опасности.

Несмотря на такие испытания  для умершего в загробной жизни  живые свято верили в возможность  беззаботной жизни и молились за своих умерших родственников, желая им успешно пройти в Царство  Запада. Они, как и их предки, надеялись  на то, что после их смерти их ждет счастливая жизнь. Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен. - К.: Ника-центр, Эльга; М.: Старклайт,2003. - 82-85

1.2 Древние греки

Смерть для древнего грека - явление неприятное, но ожидаемое, причем ожидаемое без страха, стойко. Они считали, что смерть - это санитар  природы, очищающий лоно Земли от трупов. Земля живет, питается, оживляется, поддерживает свою форму через смерть людей, через войну. Смерть - часть  цикла природы и общества. Ее устранение вызывает дисбаланс, диспропорцию в  круговороте «жизнь-смерть». Зевс немедленно восстанавливает этот цикл, чтобы  жизнь продолжалась.

Древнегреческий разум все  же пытается спорить со смертью. Но каждая попытка великих полубогов, героев мифов подтверждает, что бунт против смерти заканчивается ничем. Человек все также остается один на один со смертью - Танатосом, сыном Никты (ночи), братом Гипноса, который представлялся грекам в образе крылатого демона. И седой старик Харон исправно за обол переправлял души умерших через речку Ахерон в подземном царстве Аид. И когда души умерших достигали вод реки Лета, они пробовали ее на вкус и забывали свою былую жизнь. Смерть прибирает даже полубожественных людей, например, таких как Ахилл.

У древних греков, как  и у египтян, умершим считался не человек, а его тень. Считалось, что после смерти умерший мог  одновременно быть вознесен на острова  Блаженства и в то же время мог  уныло бродить - то тенью, то призраком, то душой - по полумраку Аида, т.е. ментальность греков сочетала смертность и бессмертие, исчезновение навсегда и появление  изредка.

Аид у греков означает невидимый. Смерть тоже явление невидимое. Она  приходит тихо. Для греков существовало также понятие «мертвые бессмертные», «логические бессмертные». Ими являлись Титаны. Когда Зевс смилостивился  и забрал их из Тартар, где они не получали амброзии и жили лишь логически, то он поселил их в мире Смерти. По существу, они лишь мертвые бессмертные. Но были в понимании греков и «живые мертвецы». Это были люди, изгнанные из полиса через остракизм (гражданская «казнь»). По-другому это называлось смерть или приравнивалось к смерти. Иными словами, это был своего рода труп античности, практически на положении раба. У греков понятие «раб» означало смерть, говорящее орудие, ходячий мертвец.

Греки мудро решали вопрос в отношении самоубийства: если это  было из-за трусости, низких помыслов, желаний, то это была нечистая смерть, дурная, экстремальная нечистота; а  если люди уходили из жизни не по своей воли, защищая свою честь, то смерть не осуждалась и не приветствовалась, она считалась доброй, вынужденной  смертью любящих жизнь людей. Герои, погибшие на поле боя, обретали блаженную жизнь на Елисейских полях.

Итак, как мы видим, древние  греки воспринимали смерть более  спокойно и в связи с этим обставляли ее менее пышно, чем древние египтяне. Можно сказать, что они были граждански деловиты в вопросах обустройства своего будущего после смерти. Считая, что  от смерти не уйдешь, они не торопились в мир иной. В отличие от египтян, которые искали вечность через символику  смерти - гробницы и мумии, греки  старались оставить в истории  цивилизации свои имена, деяния. Краски жизни у них преобладали над  красками смерти. Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен. - К.: Ника-центр, Эльга; М.: Старклайт,2003. - 85-90 с.

1.3 Древние римляне

Римляне, воспитанные на древнегреческой культуре, многое восприняли от их культуры смерти. Могила - это  храм и жилище героя, местность, где  он живет. Могила - это земля, преисподняя  и утроба, рождающая новое светило. Как и греки, римляне выкапывали близ могил ямы и там готовили пищу для мертвых, впоследствии они  стали сооружать перед гробницей  кулину (отсюда - кулинария) для этих же целей. Считалось, что через яму кормится непосредственно земля, выраженная образно в умерших и героях.

У римлян долгом перед умершим  являлось оказание всех почестей перед  погребением. Это были и обмывание тела, и молитвы, и одежда для умершего человека (у римлян - тога), также в могилу ложилась маска- портрет. В отличие от египтян, которые громко оплакивали усопшего, в Риме, как империи, смерть переносилась сдержанно на людях, дома же искренне горевали о близких.

По римским понятиям, существовало три мира: мир богов, мир людей  и мир мертвых. Мир мертвых был населен действующими умершими, то умирающими, то возрождающимися. Он был отделен от мира живых, за исключением дней, посвященных общению с ними, когда открывался обычно закрытый вход в подземное царство и мертвые впускались в мир живых. Но сознание римлян не придумывало какую-то точную систему мира мертвых, они все же не принимали смерть как план жизни, несмотря на мифологическое сознание. У римлян происходит уже разделение дня рождения живых и дня рождения мертвых, т.е. возрождения из смерти после поминок. К этому дню на могилы приносили цветы, которые призваны олицетворять новорожденного покойника. В день смерти покойнику делали подарки - это были еда, посуда с кашей, горшки с семенами, одежда, утварь, куклы, маски, статуэтки. Римляне, провожая, героя в мир Аида, создавали атмосферу торжественности. Устраивали празднество. У римлян в доправовую эпоху, существовала, гражданская «смерть». Например, задержанного отпускали, если женщины его покрывали своей одеждой, телом или обнимали. Считалось, что так мужчину казнили, унизили ради спасения от физической смерти. Такой мужчина по правовому положению, считался ниже женщины, поэтому редко кто шел на это.

Период существования  Древнеримской империи - это время  расцвета философии. В эллинистическую  эпоху - эпоху великих исторических потрясений - вопрос о сущности смерти ставился и решался мыслителями  по-особенному. Для Эпикура смерть есть ничто, она мгновенна, мы не чувствуем  само наступление смерти. Он приходит к выводу, что смерть есть ничто. А вот Марк Аврелий, как стоик, Признает смерть как нечто объективное, независимо существующее от человека. Стоики готовы выдержать напор смерти. Они говорят, что смерть есть такая же тайна природы, как и рождение. К ней нужно относиться с уважением. Именно в эту эпоху римляне уверенно противопоставляли варварам свое стоическое понимание жизни и смерти, здесь впервые начинает проявляться понимание смерти, близкое к первым христианам. Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен. - К.: Ника-центр, Эльга; М.: Старклайт,2003. - 90- 94 с.

1.4 Древний Китай

Отношение смерти в странах  Востока рассмотреть лучше на примере Китая, потому что именно здесь наиболее развита классическая форма культа предков. По заповедям  Конфуция Китай жил несколько  тысяч лет, поэтому традиция следовать  законам и традициям жизни  с рождения в крови каждого  китайца. Об их менталитет разбивались  многие культуры захватчиков. Восток всегда ориентирован на сохранение общины и  ее уклада.

Именно в Китае идеологии  и традиции получали закалку на прочность. По представлениям древних китайцев, после смерти усопших переселяли на небо, и там они тоже подчинялись  императору, т.е. существовала небесная иерархия. Сам человек мог превратиться позже, после смерти, в растение или  животное. Здесь проявляется идея индуизма о превращении и круговороте  душ.

Информация о работе Тема смерти в культуре