Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа
Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в данное время необходимо серьёзно подходить к проблемам ценообразования в медицине, так как это может существенно отразиться на состоянии здравоохранения.
Цена является одним из главных элементов маркетинговой политики медицинского учреждения на рынке. Поэтому медицинскому учреждению, работающему в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми, оно может эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Введение
1. Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения
1.1 Современные модели и развитие системы бюджетного финансирования здравоохранения
1.2 Определение понятия медицинской услуги. Формы медицинского обслуживания, виды медицинских услуг их классификация
1.3 Стратегия ценообразования. Цели и задачи оказания медицинской помощи на платной основе
Список использованной литературы
План:
Введение
1. Теоретические и правовые
аспекты финансового
1.1 Современные модели и развитие системы бюджетного финансирования здравоохранения
1.2 Определение понятия медицинской услуги. Формы медицинского обслуживания, виды медицинских услуг их классификация
1.3 Стратегия ценообразования.
Цели и задачи оказания
Список использованной литературы
Введение
Здравоохранение - система
социально-экономических и
В общем здоровье определяется не только нормальным функционированием системы, но и так же зависит от уровня развития цивилизации, социально-экономического развития страны, научно-технического прогресса, правoвой культуры и ответственности людей за свое здоровье.
В нaстоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нeхваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Большинство поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.
Одним из направлений маркетинга,
является ценообразование. Вопрос о
цене медицинских услуг достаточно
нов для медицинских
Однако с приходом рынка
вопрос о ценах встал остро. Лечебным
учреждениям приходилось
Цена является одним из
главных элементов
Глава
1. Теоретические и правовые аспекты
финансового обеспечения
1.1 Современные
модели и развитие системы
бюджетного финансирования
В постсоветское время наблюдался постоянный дефицит услуг здравоохранения. Это отражалось в огромных очередях, объединенных, в первую очередь, с лечением и профилактикой наиболее распространенных заболеваний; в частности, попасть к стоматологу, сделать УЗИ, приобрести направление на реабилитационный (мануальный) массаж для человека было весь трудной задачей. Разумеется, такое положение сопровождалось наличием "черного" и "серого" рынка практикующих врачей. В первом случае "бесплатные" услуги делались за деньги, во втором - включался механизм социальных связей, разрешающий попасть на прием к доктору "без очереди".
Недовольство населения
работой медицины привело к тому,
что эту отрасль начали реформировать
одной из первых. Попытка перехода
к страховой медицине в Казахстане
и одновременно с либерализацией
цен и приватизацией. Хотя наиболее
заметными сдвигами в этой области
следует считать появление
Однако, если рассматривать формальный механизм функционирования отечественного здравоохранения, то можно сделать вывод, о том что в Казахстане была создана система обязательного медицинского страхования по модели, близкой к той, котoрая идёт от германской реформы с 80-х годов ХIX века, а основным направлением реформирования предлагается считать необходимость трансформировать механизмы реализации принципа солидарности в организации медицинского страхования, чётко отделить налоговые составляющие в этой системе, нужные для того, чтобы предоставлять услуги здравоохранения низкодоходным группам населения, которые неспособны в рамках страховой медицины покрыть минимальную, определённую государственными стандартами медицинскую помощь, от собственно страховой части, где есть зависимость объёма предоставляемых услуг от величины взноса, возможность выбора страховой компании и пакета её услуг. Исходя из этого, предусматривается, что реформирование системы финансирования здравоохранения должно привести к росту качества услуг; при этом меры по изменению управления здравоохранением, механизму внедрения инноваций, контролю качества и стоимости услуг выпадают из сферы анализа. На наш взгляд, такой подход ошибочен; более того, он продолжает прежнюю логику реформ здравоохранения направленных на формирование государственно-бюрократической медицины, доказавшей полную неспособность решать практические задачи финансирования здравоохранения в Казахстане.
В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей. Однозначных, общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково.
Это:
платная медицина, созданная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
государственная медицина с бюджетной системой финансирования;
система здравоохранения, созданная
на принципах социального
Для первой модели характерно предоставление медицинской помощи преимущественно на платной основе, за счет самого потребителя медицинских услуг, отсутствие единой системы государственного медицинского страхования. В данной модели главным инструментом удовлетворения потребностей в медицинских услугах выступает рынок медицинских услуг. Ту часть потребностей, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои населения, пенсионеры, безработные) берет на себя государство путем разработки и финансирования общественных программ медицинской помощи. Таким образом, масштабы государственного сектора малы. Наибoлее ярко данная модель представлена здравоохранением США, где основа организации здравоохранения - частный рынок медицинских услуг, дополняемый государственными программами медицинского обслуживания бедных "Medicade" и пенсионеров "Medicare". Такую модель обычно называют платной, рыночной, американской, иногда - системой частного страхования.
Вторая модель обладает значительной
ролью государства. Все медицинские
услуги предоставляются
Третью модель описывается
как социально-страховую или
Данная модель типична для большинства экономически развитых стран. Особенно ярко она представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.
Третья модель содеpжит в себе признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Поэтому масштабы государственного сектора в странах, использующих данную модель, значительно различаются.
Описанные модели организации
здравоохранения по-разному
Различия в механизме функционирования данных моделей предопределяются неявным контрактом. Рассмотрим его поподробнее.
В случае платной медицины
пациент оплачивает прием за визит
к врачу. Данное обстоятельство ставит
производителя медицинских
Содержание контракта предполагает сетевые децентрализованные контакты между врачами (клиниками), министерство здравоохранения может повлиять на врачебную корпорацию только косвенно. Существенной является репутация врача не только среди пациентов, но и среди коллег - это сопровождается увеличением доходов и статуса. Особенностью данной системы является взаимодействие мeжду врачебной корпорацией и производителями лекарств и медицинского оборудования - методов прямого воздействия у последних на врачей и клиники практически нет, поэтому здесь постоянно проводятся семинары, конференции, где осуществляется презентация лекарств, оборудования, новых методик лечения. В то же время контроль качества и стоимости лечения осуществляется внутри врачебной корпорации каждым производителем самостоятельно.
В случае страховой медицины
производителю услуг
Наконец, в бюджетной медицине
стоимость услуг приравнивается
к какому-либо нормативному показателю
(показателям). В отечественном
Действует жёсткая, близкая к военной, корпоративная этика - коллеги не выдают "своих", признание врачебной ошибки - редчайшее исключение. Инновации осуществляются путём длительной разработки и апробации в соответствующих профильных институтах министерства (институты и специализированные клиники по онкологии, кардиологии, ортопедии и травматологии и т.д.). Данная система является достаточно эффективной при ликвидации массовых эпидемиологических заболеваний, но в случаях, когда надоя применять индивидуальные, нестандартные методики лечения, она начинает давать существенные сбои. При данной системе финансирования практически вычеркивается эффективная работа врачей - звена которая непосредственно оказывает медицинскую помощь населению, отмечается недостаточность возможностей покрытия всех расходов на медицинскую помощь (для этого государственное финансирование должно увеличиться, как минимум, в 2 раза) встает вопрос о формах организации личных платежей населения за медицинскую помощь.
Платные услуги расширяют возможности оказания тех услуг, которые бюджетные учреждения не могут предоставить за счет налоговых средств, и в этой роли они способны повышать качество медицинской помощи. Платные услуги выступают источником дополнительных средств для укрепления материально-технической базы учреждения, они учитываются в составе его бюджета и могут распределяться на выполнение уставных задач учреждения, а также стимулирование деятельности персонала. Но на практике влияние платных услуг на локальную эффективность определяется уровнем тарифов и порядком распределения средств полученных от платных услуг. Если тариф занижен, а персонал не получает адекватного вознаграждения, то мотивация к оказанию платных услуг снижается. Следуя из этого можно сказать, что реального повышения отдачи от вложенных ресурсов не происходит.
Информация о работе Теоретические и правовые аспекты финансового обеспечения здравоохранения