Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по социологии
1. Ведущие страны
во второй половине 18-начале 19 веков
(Франция, Италия, Великобритания, США).
Основные характеристики
А) Франция – революции. 2 основных цели франц. революции (против чего боролись):
1 – Борьба с абсолютной
монархией (бесконтрольность
2 – Сословные привилегии
(разделение общества на
Частная собственность препятствует развитию общества. Люди пытались организовать собственность на основе общества, создать общественные предприятия с помощью общественной собственности, попытки социализма.
Б) Англия – единственная страна в мире, которая в одиночку совершила производственную индустриализацию (индустриализация – утилитаризм (полезное). Рыночная экономика может регулировать себя сама, государство только мешает ее развитию. Либеральная экономика, ограниченное вмешательство государства. Человеческая деятельность направлена на максимальную реализацию цели.
В) Германия – объединение – классический идеализм (первичность духовного). Объединение Германии – это политический процесс на протяжении 1864-1870гг, в ходе которого Пруссия провела ряд военных кампаний против Дании, Австрии, Франции.
Предпосылки объединения: 1) Общественно-политическая ситуация в Европе; 2) Стремление немцев к объединению; 3) Революция 1848г; 4) Прусский союз; 5) Внешняя политическая обстановка для Пруссии в 1860х гг.
Г) Италия – объединение – макиавеллизм – проблема объединения путем захвата.
Предпосылки объединения итальянских земель: 1) начался промышленный переворот; 2) итальянский народ стремился к преодолению раздробленности и единению народа; 3) активные политические лидеры, готовые возглавить национально-освободительное движение.
2 лагеря освободительного
движения – Либерально-
Д) США – колонизация – волюнтаризм (движущая сила: 1) (объект идеализма) всех живых существ – «воля к жизни»; 2) (субъект идеализм) воля к власти). 13 штатов на тот момент, расширение территории. «Америка» - новая страна (отсутствие конституции, чистый лист), постоянный приток населения, люди считали себя свободными (сами делали государство).
2. Философия просвещения и социология.
Характеристика философии просвещения:
1. Получает заметное развитие
глубокая вера в
2. Развиваются деистические (деизм) представления о мире, что приводит к формированию материализма как достаточного цельного философского учения, именно Деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит к формированию французского материализма 18в.
3. Формируется новое
Философия рассматривает
общество как часть бытия, а социология
изучает именно общество. Они рассматривают
общество в целом. Но при этом социальная
философия рассматривает
3. Эволюционизм в социологии.
Эволюционизм – влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции.
Социальный эволюционизм
развивался такими известными мыслителями
как Аристотель, Вико, Тюрго, Гегель.
В классической форме он сложился
в 19 веке в работах Конта, Спенсера,
Моргана, Дюркгейма и др. наиболее
широкое распространение
Согласно Спенсеру, социальная
эволюция составляет часть Большой
Эволюции, которая представляет собой
единство двух процессов – дифференциации
(нарастающего разнообразия структур
среди любых систем) и интеграции
(возникновение новых
Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена.
Социология – результат 3 революций: промышленной, демократической и образовательной.
4. Социология и
проблемы современного
Под влиянием Великой французской
революции в эти времена
1. Стремительное развитие капитализма;
2. Нарастающая волна социальных конфликтов;
3. Противоречия в
Быстрое развитие других общественных наук (истории, экономики, права, социальной философии) создают новый комплект проблем, лежащих на грани этих наук и требовавших самостоятельного рассмотрения.
5. Социальный реализм и органицизм Огюста Конта.
Социальный реализм.
Общество (по Конту)
– общая совокупность
Общество конкретно, а индивид – абстрактен. Общество – реально существующая целостность, единая реальность, так как индивид не существует без общества. Общество создает индивидов.
Общество состоит из малой ячейки общества – семьи (конкретная группа), а семьи создают индивидов.
Семья => поселения => города => общество => человечество (реально как семья и как общество).
Семья и общество дифференцируются.
Отношения между семьями
Каждый компонент необходим – общество держится на функциональном различии.
Социальный органицизм.
Индивид рассматривался как
полностью подчиненный
6. Закон трех стадий. Развитие сознания, познания и общества. О. Конт.
Закон 3 стадий развития человечества:
I. Теологическая стадия.
А. Фетишизм – жизнь внешних предметов, видение в них богов.
Б. Более высокая стадия
– Политеизм – почитание
Зооморфизм – боги в виде живых существ (Греция).
Антропоморфизм – боги в виде человека. Абстрактные образы – сильные и красивые.
В. Монотеизм
Появился иудаизм => христианство (1 век до н.э.) в Римской Империи => Развитие католической церкви. Происходит разделение светской и религиозной власти.
II. Метафизическая стадия (ложно).
Появление Протестантизма (каждый человек может самостоятельно верить в бога). «Вера – индивидуальна». Никакого посредничества. => Деизм – Обожествление природы. Природа – абстрактная сущность, некоторая сила.
III. Позитивная стадия.
Мир, который дан в ощущениях.
Только знание, добытое с помощью наблюдения, истинное, позитивное. Знание: 1) достоверное; 2) применимое; 3) этически применимое.
Общество должна объединять новая религия – человечество. «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Главные управляющие – ученые, главные из них – ученые-социологи, инженеры общества – «Проект О. Конта».
ОБЩЕСТВО – общая совокупность действительных индивидов. Оно представляет собой единственную реальность, так как индивид не существует без общества, а общество создало индивидов.
7. Методология позитивного познания.
Конт - создатель позитивизма.
Сумел систематизировать и
Главная идея позитивистского метода Конта - отделение наук от метафизики и теологии. Науки – абстрактные (изучают законы определенных категорий явлений – астрономия, физика, биология, химия, социология) и конкретные (применяют эти законы к частным областям – например, медицина).
Задача науки - открывать
законы, понимаемые как постоянные,
повторяемые связи между
Термин “позитивный” (по Конту) может быть использован в 5 значениях: реальный, полезный, определенный, полезный, положительный.
Конт видел задачу философии только в одном: получая данные специальных наук согласовывать их друг с другом, чтобы «создать общую систему человеческих понятий.
1. Основным методом исследования
в социологии Конт считал
2. Эксперимент – наблюдение за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Эксперимент – непосредственный (его возможности ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов) и опосредованный (наблюдение за переменами, кризисами, патологическими отклонениями в обществе, резкими социальными потрясениями).
3. Сравнение – сопоставление жизни народов и деятельности государств.
Виды:
А) сравнение нравственных и интеллектуальных
факторов, оказывающих влияние на жизнь
обществ, народов и государств;
Б) сравнение различных обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что позволяет обнаружить общее в развитии различных народов;
В) сравнение различных
состояний одного и того же общества,
социального положения
4. Исторический - сравнить последовательные состояния общества с учетом связи прошлого, настоящего и будущего. Он направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества.
8. Эволюционизм как методологический подход к социологии Г. Спенсера.
После органицизма, вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии.
Спенсер рассматривает три вида эволюции - неорганический, органический, надорганический - соответствующие неорганической, органической природе и человеческому обществу.
Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальные системы.
Социолог уделял большое внимание анализу как эволюции в целом, так и социальной эволюции. Первую он характеризовал как интеграцию материи, ее переход из одного состояния в другое. Одно из центральных понятий социологии Спенсер связывает с явлениями, определяющими процесс социальной эволюции. К их числу он относил изменение политическою строя, характер политической организации общества и др. Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было 6ы неполным без упоминания о факторах эволюции, детально разбиравшихся английским социологом. Самые многообразные факторы эволюции он подразделял на первичные и вторичные, затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренним факторам он относил физические и психические свойства человека на самых ранних этапах его появления и развития. В качестве первичных внешних факторов рассматривались климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные осо6енности, характеризовавшие жизнь первобытного человека.
Вторичные факторы социальной эволюции начинают работать благодаря ей самой. Под ними Спенсер понимал в первую очередь, изменившуюся в результате воздействия природной и Социальной окружающей среды сущность человека в эпоху цивилизации. Главное состоит в том, что человек социализируется, И ЭТО обстоятельство выступает как один из основных вторичных факторов эволюции.