Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи. Раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....………...3
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды……………….............5
1.2. Принципы программы реабилитации……………………………………......8
1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения……………....10
Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….. …….15
2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации………………………………………..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..30
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды……………….............5
1.2. Принципы программы реабилитации……………………………………....
1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения……………....10
Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….. …….15
2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка
с ограниченными возможностями здоровья
в социальной реабилитации………………………………………..…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……
ВВЕДЕНИЕ
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи. Раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
В данной работе рассматриваются
и раскрываются вопросы, связанные
с предоставлением
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Следовательно, актуальность данной работы обусловлена необходимостью усиления социальной реабилитации населения, особенно его, наиболее уязвимых слоев.
Объектом исследования являются социальная реабилитация людей (в большинстве случаев детей) с ограниченными возможностями здоровья.
Предметом исследования являются организации содействующие семье воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в организации социальной реабилитации.
Целью выполнения курсовой работы является изучение процесса содействия семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в организации социальной реабилитации.
К задачам данной работы относятся:
-рассмотрение понятия социальной реабилитации;
-характеристика видов
и принципов программ
-рассмотрение системы социального обслуживания его принципы и функции.
- изучить проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
-показать роль семьи в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретической основой исследования являются труды известных российских ученых, социологов, в сфере социальной работы таких как Холостова Е.И., Безлепкина Л.Ф., Акатов Л.И., Власова Т.А., Ковалев С.В. и др.
Практической основой исследования является положение Конституции Российской Федерации, Федеральные и Региональные законодательства включающие стандарты и отдельные регламенты субъектов социальной работы.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы из которых 1 глава посвящена таким вопросам как понятие принципы и виды социальной реабилитации и программ реабилитации, а 2 глава относится к подробному рассмотрению семей имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и заключение, связанные между собой общим смыслом и содержанием.
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
&1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды
Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.1
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в
силу ряда причин.
Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.2
Факторы, которые
обуславливают потребность субъекта в социально
- реабилитационных мерах, можно разделить
на две основные группы:
1.Объективные, т.е. социально
или природно-обусловленные:
- возрастные
изменения;
- природные, техногенные или экологические катастрофы;
- тяжёлые заболевания или травмы;
- социальные катастрофы
(экономический кризис, вооружённый конфликт, рост
национальной напряжённости и т.п.).
2.Субъективные или личностно
обусловленные:
- изменение целей,
интересов и ценностных
его собственные действия (уход из семьи,
увольнение по собственному желанию или
отказ от продолжения учёбы);
- девиантные формы поведения и др.
Под воздействием этих и
им подобных факторов, человек или группа, во-первых,
оттесняются на периферию социальной
жизни, постепенно приобретая некоторые
маргинальные качества и характеристики
и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности
между собой и окружающим миром. Важнейшими и наиболее
опасными для субъекта элементами этого
процесса являются:
- разрушение
привычной системы социальных связей
и отношений;
- утрата
привычного социального статуса и присущей
ему модели статусного поведения и статусного
восприятия мира;
- разрушение привычной
системы социальной ориентации
субъекта;
- снижение
или потеря способности самостоятельно
и адекватно оценивать себя, свои действия,
действия окружающих людей.3
В зависимости от характера
и содержания социальных или личностных
проблем, в которые вовлекаются люди, как
по собственному желанию, так и
помимо его, и содержания задач, которые необходимо
решить, применяются
следующие основные виды социальной
реабилитации.
1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач,
как
преодоление состояния «педагогической
запущенности» (дополнительные или
индивидуальные занятия, организация
специализированных классов), организация
и осуществление педагогической помощи
при различных нарушениях способности
человека к получению образования (организация
образовательного процесса в больницах
и местах заключения, обучение инвалидов
и детей с нестандартными интеллектуальными
способностями и т.п.).При этом, предполагается
определённая работа по созданию адекватных
условий, форм и методов обучения, а также,
соответствующих методик и программ.
4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека
чувства социальной значимости внутри
новой для него социальной среды. Этот
вид реабилитации включает в себя знакомство
человека с основными характеристиками
среды, в которой он оказался, помощь в
организации новой среды жизнедеятельности
и восстановление привычных моделей поведения
и деятельности по организации собственной
повседневной жизни.
Каждый конкретный вид социальной реабилитации
определяет порядок и меря по его практической
реализации.4
&1.2. Принципы программы реабилитации
В период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости и т.д. Программа реабилитации составляется и реализуется только при согласии пациента или его законного представителя.
&1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения
Виды реабилитационных программ и условия проведения: