Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа
Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Введение
Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры
Образование, под которым
понимается процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества,
государства, ориентированный на сохранение
и передачу знаний новым поколениям,
является одним из основных факторов
экономического и социального прогресса.
Система образования
В соответствии с используемыми
в настоящее время в
Деятельность учреждений системы образования направлена на реализацию основных принципов социальной политики государства в области распространения знаний, развития интересов, формирования жизненных позиций личности, а также в области подготовки квалифицированных кадров для нужд экономики.
Исходя из общих задач
системы образования, формируется
система статистического
В последние годы, несмотря
на трудности экономического характера,
ведется активная подготовка новых
нормативно-правовых документов. Цель
этих документов в закреплении качественных
изменений в политике образования,
предусматривающих при
Новые направления в политике образования закреплены в Федеральных законах «Об образовании», принятом в 1992 г. и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г.
В настоящее время разработаны
и приняты государственные
Государственные образовательные
стандарты устанавливают
Применение государственных
стандартов обязательно для всех
образовательных учреждений, расположенных
на территории Российской Федерации, получивших
в установленном порядке
Новая нормативно-правовая база образования способствует появлению альтернативных учебных заведений. Так, в 1998/99 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 126 негосударственных гимназий и лицеев, 568 других общеобразовательных школ, 334 негосударственных высших учебных заведения.
Упомянутые выше изменения
в системе образования
Теория Основы избранной темы
Термин «статистика» (происходит от латинского слова status -- состояние, положение вещей) употреблялся в значении «политическое состояние», отсюда итальянское stato -- государство и statista -- знаток государств. В научную литературу это слово вошло в XVIII в. и вначале понималось как «государствоведение». Но статистическая наука возникла еще раньше, в середине XVII в., в ответ на потребность государства иметь сводные, обобщенные по странам данные о наличии ресурсов для ведения производства, торговли, организации межгосударственных отношений и др. В этот период статистика называлась политической арифметикой. Это была наука, в которой сочетались начала политической экономии и статистики. Ее родоначальником был английский ученый У. Петти. В первой половине XIX в. в работах А. Кетле и его последователей была сделана попытка представить статистику как науку о закономерностях общественных явлений. Однако эти закономерности рассматривались метафизически. Законы общества отождествлялись с законами природы («социальная физика» А. Кетле). Затем в статистике получила распространение формалистическая трактовка предмета статистической науки, сводящая его к количественным отношениям в отрыве от качественного содержания явлений.
Большой вклад в статистическую практику и науку внесли русские ученые и общественные деятели. В трудах М.В. Ломоносова, И.К. Кирилова, В.Н. Татищева, а позднее и К.И. Арсеньева получили развитие идеи комплексного экономико-статистического описания страны. А.Н. Радищев сформулировал ценные предложения в области судебной статистики. В работах Д.П. Журавского показана роль группировок в статистике, предложена система статистических показателей для изучения общественной жизни. История статистики изложена в работах Ю.Э. Янсона. П.Л. Чебышев и его ученики сформулировали математическую базу для научно обоснованного применения выборочного метода. А.А. Чупров занимался методами установления зависимости между явлениями, разрабатывал теоретические основы математической статистики.
В настоящее время статистика (социально-экономическая статистика) -- это общественная наука, которая изучает закономерности формирования и изменения количественных отношений общественных явлений, рассматриваемых в непосредственной связи с их качественным содержанием.
Социально-экономическая статистика, или статистика, -- это: 1) отрасль знаний -- наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин (разделов), обладающих определенной спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной; 2) отрасль практической деятельности -- сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни; 3) совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни или их совокупность;
4)
отрасль статистики, использующая
методы математической
1.1 Показатели СЭС
Социально-экономическая
статистика представляет собой научную
дисциплину, которая занимается изучением
количественных характеристик массовых
явлений и процессов в
В
социально-экономической
* показатели динамики цен;
* показатели объема и себестоимости произведенной продукции;
* показатели численности и состава населения;
* показатели уровня жизни населения;
* показатели доходов и расходов населения;
* показатели трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
* показатели производительности и оплаты труда;
* показатели наличия основных и оборотных фондов;
* макроэкономические показатели.
Вышеперечисленные показатели рассчитываются различными методами с помощью инструментов общей теории статистики. Важным условием в статистической методологии выступает обеспечение сравнимости данных во времени и пространстве и в международном плане.
1.2 Задачи СЭС
Основными задачами социально-экономической статистики являются:
* предоставление сведений, необходимых государственным органам управления для принятия соответствующих решений в области формирования социально-экономической политики и государственных программ;
* информирование всех заинтересованных лиц и учреждений о состоянии экономики и социальной сферы государства и групп населения;
* предоставление данных о результатах социально-экономического развития страны научно-исследовательским учреждениям, общественно-политическим организациям.
Перечисленные
задачи социально-экономической
Помимо
вышеперечисленных важной задачей
социально-экономической
В
настоящее время в России активно
развиваются
Следующей
важной задачей социально-
В
связи с этим статистические органы
обязаны, опираясь на взаимосвязанную
систему статистических показателей,
всесторонне и в полной мере характеризующую
отношения между социально-
Наблюдение за состоянием окружающей среды и проведение ее мониторинга также входит в обязанности статистических органов, которые должны осуществлять контроль за истощением запасов природных ископаемых и предоставлять необходимую информацию о состоянии природных ресурсов и условиях их потребления.
2. Объект СЭС
Каждая наука имеет свой объект, предмет и методологию познания реального мира. Объект науки - это явления реального мира, на которые наука распространяет свое познание. Предмет науки составляет тот специфический для данной науки круг вопросов, которые подлежат исследованию при изучении наукой своего объекта познания. Принципы, методы и приемы изучения предмета науки образуют методологию этой науки.
Объектом
изучения социально-экономической
статистики является общество во всем
многообразии его форм и проявлений.
Это связывает социально-
Но
имеют ли общественные явления такие
свойства, такую сторону, которая
могла бы изучаться только социально-экономической
статистикой и, следовательно, составить
предмет познания статистической науки?
Ответ на этот вопрос очень не прост.
На протяжении всей истории развития
социально-экономической
Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры