Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 10:13, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является: применение в управлении качеством статистических методов для улучшения качества колбас в ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» в дальнейшем («КМК «Стандарт»)
Задачи выпускной квалификационной работы :
-используя диаграмму Парето, выявить основные дефекты производства;
-с помощью гистограммы определить нарушения качественных показателей производства;
-с помощью диаграммы рассеивания устранить основные факторы, влияющие на показатели качества колбас;
-сравнить экономическую эффективность мероприятий по улучшению качества колбасы «Краковской».
ВВЕДЕНИЕ
Формирование новой конкурентной среды заставляет руководителей промышленных предприятий и организаций вновь обратить внимание на качество производимых и предлагаемых потребителю продуктов и услуг как на важнейшее направление повышения эффективности рыночной деятельности.
Качество производимого продукта – мощный инструмент удержания или увеличения рыночной доли предприятия, выхода на новые сегменты рынка и конкурентной борьбы. Более того, качество товарного предложения не только испытывает на себе влияние спроса, но и само преобразует спрос, способно сделать его более требовательным, сложным, изощренным. Изощренность внутреннего спроса – важная гарантия конкурентоспособности территориальной общности за ее пределами. Управлять качеством – значит управлять рыночной эффективностью работы предприятия, положением фирмы в конкуренции, конкурентоспособностью территориальной общности, результатами труда каждого конкретного работника, развитием его личности.
Управление качеством - настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.
Качественный подход к стратегии предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек.
По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству и статистическим методам его оценки. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
Одним из основных направлений в организации контроля и управления качеством являются статистические методы [17].
Целью данной выпускной квалификационной работы является: применение в управлении качеством статистических методов для улучшения качества колбас в ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» в дальнейшем («КМК «Стандарт»)
Задачи выпускной квалификационной работы :
-используя диаграмму Парето, выявить основные дефекты производства;
-с помощью гистограммы
определить нарушения
-с помощью диаграммы
рассеивания устранить
-сравнить экономическую эффективность мероприятий по улучшению качества колбасы «Краковской».
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1Становление управления качеством
Управление качеством как самостоятельная область научной и практической деятельности стала формироваться в начале XX в. Для того чтобы получить наиболее полное представление о том, каким образом на протяжении многовековой истории развивались и совершенствовались формы и методы деятельности в области качества, необходимы определение и оценка основных этапов эволюции. Попытки систематизации исторического развития работ по качеству предпринималась многими учеными. В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие этапы эволюции деятельности в этой области:
-индивидуальная форма организации работ по качеству;
-цеховая форма организации работ по качеству;
-индустриальный этап;
-системная организация работ по качеству.
Необходимо отметить, что на каждом последующем этапе, хотя он и более совершенен по сравнению с предыдущим, не наблюдается полной новизны. Во всех случаях в большей или меньшей степени сохраняется преемственность ранее использовавшихся способов улучшения качества. Сочетание трансформировавшихся элементов предшествующего этапа с элементами нового приводит к образованию системы работ по качеству более высокого уровня [2].
Первый этап характерен для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда. Его содержание определяется тем, что работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за качество. Работник, как правило, непосредственно взаимодействует с покупателем, поэтому ему должно быть присуще чувство гордости за мастерское исполнение работы.
Уже в этой начальной форме организации работ по качеству при внимательном рассмотрении можно обнаружить практически все элементы современного процесса управления качеством: выявление потребности; определение того, какой должна быть продукция и какими средствами это будет достигнуто; установление последовательности и точности выполнения операций по изготовлению задуманной продукции; периодический контроль своей работы; внесение корректировок в процесс, чтобы изделие получилось таким, каким его задумал мастер (обратные связи) и т.д.
Второй этап-цеховая форма организации работ по качеству-исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера. За мастером закреплялась функция надзора и контроля, он нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.
По мере развития цеховой формы функция контроля стала усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.
Индустриальный этап развития организации работ по качеству связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для этого этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем названные направления деятельности еще не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству.
В то же время на третьем этапе формируется более тесное и четкое взаимодействие всех факторов, влияющих на качество продукции как внутри предприятия, так и вне его. Усиливаются контакты с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. Однако нередко наблюдались несогласованность, нечеткое взаимодействие между различными службами, что служило причиной многих недоразумений при обеспечении качества, во многих случаях ухудшая его, замедляя темпы создания и освоения новых видов продукции, снижая эффективность работ по качеству. В этот период вопросы качества стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами. Такое положение вещей было характерно для многих стран и большинства отраслей производства.
За рубежом с середины 1960х гг. под влиянием усиливающейся конкуренции на рынке проблемы качества стали обсуждать не только в производственных подразделениях, но и на заседаниях правлений фирм. Проблема качества попадает в сферу интересов высших звеньев управления, специалистов по менеджменту. Руководство компаний начинает привлекать ученых аналитиков для поиска способов улучшения качества. Развитие производства и возрастающая роль качества продукции требовали сделать следующий шаг в развитии форм организации работ в этой области с целью усиления взаимодействия всех заинтересованных подразделений и служб.
Четвертый этап называется этапом системной организации работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать эти работы со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характеризуется формированием систем качества как в России, так и за рубежом [5].
Эволюция форм и методов организации работ по качеству взаимосвязана с изменением научных подходов к управлению им. Формирование ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлено расширением степени охвата этапов жизненного цикла продукции (услуг). Введение этого понятия стало одним из фундаментальных достижений в эволюции науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации. Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством представлена в (таблице1).
Таблица -1 Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством
Этап |
Охват стадий жизненного цикла изделия |
Содержание этапа |
1 Контроль качества |
Охватывает действия, проводимые после изготовления продукции |
Включает методы, позволяющие проконтролировать качество изготовленной продукции |
2 Управление качеством |
Охватывает действия, осуществляемые в ходе и после изготовления продукции |
Включает методы, позволяющие управлять качеством в процессе изготовления продукции |
3 Обеспечение качества |
Охватывает действия, проводимые перед изготовлением в ходе и после изготовления продукции |
Включает меры, позволяющие гарантировать качество |
4 Всеобщее управление качеством |
Охватывает все стадии жизненного цикла изделия |
Включает мероприятия, позволяющие постоянно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения предвосхищения ожиданий потребителей |
Современные научные подходы к управлению качеством берут начало в 1905 г. - с появления системы Ф. Тейлора.
Главное внимание на первом этапе уделялось контролю готовых изделий. Усилия в области управления качеством были направлены на сортировку готовой продукции, с тем чтобы к потребителю попадали только годные изделия. О распространении такого подхода свидетельствует то, что в 1920-х гг. число контролеров на отдельных предприятиях достигало 20—30% общей численности персонала. Основным его недостатком было то, что оценка годности изделия и управляющие воздействия (доработка или утилизация) были связаны не с причинами появления брака, а лишь с их последствиями и осуществлялись тогда, когда производственный процесс был уже завершен.
На втором этапе методы управления качеством стали охватывать сами производственные процессы, а затем и более ранние стадии, предшествующие процессу производства. Получили развитие статистические методы контроля качества, которые активно разрабатывали и пропагандировали такие известные американские ученые, как У. Шухарт, Э. Деминг, Дж. Джуран. Развитие данных методов было связано с осознанием того, что причины брака в большой степени заключаются в изменчивости производственных процессов, поэтому необходимо контролировать не только и не столько качество отдельных изделий, сколько характеристики производственного процесса, стремиться к его стабильности и соответствию требованиям. Статистические методы позволили контролировать производство, а также оптимизировать контроль готовых изделий. С помощью этих методов можно было подвергать испытаниям не всю партию изделий, а лишь некоторое строго определенное их число, а по результатам испытаний выборки судить о годности всей партии. Проблема качества на данном этапе по прежнему разрабатывалась в основном как инженерно техническая проблема контроля и организации производства, в то время как проблема управления разрабатывалась в организационном и социально психологическом плане [6].
Появившаяся в 1950—1960х гг. концепция жизненного цикла изделия дала возможность сформировать рациональную основу обеспечения качества. Пришло осознание того, что качество должно закладываться в изделие на всех этапах жизненного цикла и только это может гарантировать устойчивость всех показателей качества.
Следующий этап эволюции научных подходов к управлению качеством связан с развитием методов обеспечения качества и характеризуется формированием различных систем качества, которые позволили организовать эту деятельность на комплексной основе, начиная от изучения требований потребителей и заканчивая послепродажным обслуживанием. Началом данного этапа принято считать выступление в 1950 г. американца У.Э. Деминга перед ведущими японскими промышленниками. Его программа обеспечения качества базировалась на совершенствовании не только производственных процессов, но и системы управления в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в решении проблем качества, на обучении всех сотрудников основным методам обеспечения качества, на мотивации высококачественного труда сотрудников. В 1950—1960х гг. стали уделять большое внимание документированию систем обеспечения качества.