Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 13:03, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования. Целью дипломного исследования является комплексный правовой анализ особенностей ввоза на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и транспортных средств. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи дипломной работы:
- исследовать практику использования в административном и таможенном праве понятия «транспортное средство», «алкогольная продукция, подлежащей маркировке», без научного осмысления которых невозможно говорить о законном и эффективном применении нормативно-правовых актов, регулирующих перемещение их через таможенную границу России;
- проанализировать современное состояние и тенденции развития российского законодательства и актов административно-правового регулирования в той части, в какой это касается решения проблем в исследуемой сфере общественных отношений.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.09.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010)// Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340 11
1.3. Таможенные платежи, запреты и ограничения при ввозе на таможенную территорию алкогольной продукции, подлежащей маркировке 13
Содержание
Объект и предмет дипломного исследования. Объектом дипломного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих при ввозе на таможенную территорию РФ отдельных категорий подакцизных товаров.
Предметом дипломного исследования является функциональное взаимодействие гражданско-правовых норм и норм других отраслей права, создающее предпосылки для совершенствования правового регулирования внешнеторговых договоров купли-продажи следующих видов подакцизных товаров: автотранспортных средств, алкогольной продукции.
Цель и задачи дипломного исследования. Целью дипломного исследования является комплексный правовой анализ особенностей ввоза на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и транспортных средств. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи дипломной работы:
- исследовать практику
использования в
- проанализировать современное
состояние и тенденции
Глава 1. Таможенная процедура особенностей ввоза на таможенную территорию РФ транспортных средств, алкогольной продукции, подлежащей маркировке: общий порядок применения
1.1. Понятие и сущность ввоза на таможенную территорию транспортных средств, алкогольной продукции, подлежащей маркировке как таможенной процедуры
Ввоз на таможенную территорию транспортных средств, алкогольной продукции, подлежащей маркировке как таможенной процедуры - это вид таможенных режимов. Таможенный режим (часто уточняемый с помощью специальных определений - «экономический», «отсрочки» и т.п.) используется как комплексный способ осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности (экономических операций), связанных с перемещением товаров через таможенную границу и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от таможенных платежей, предварительное предоставление фискальных налоговых или финансовых льгот и т.п.)1.
Представляется, понятие «таможенный режим» должно обозначать определенный правовой порядок, в соответствии с которым должны действовать владельцы, перевозчики, декларанты товара и другие участники ВЭД, а также должностные лица таможенных органов, выполняющие функции, возложенные на них государством, путем осуществления определенных процедур, действий»2.
Понятие «таможенный режим» устанавливает также пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации или вывозимыми за ее пределы»3.
В законе приведена классификация режимов: основные таможенные режимы; экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы. Значение такой классификации и ее цель в последующих положениях Таможенного кодекса Российской Федерации не раскрывается. Сама по себе классификация способствует отражению места и роли режимов в общем механизме таможенного регулирования, особенностей таможенного оформления, пользования и распоряжения перемещенными товарами и транспортными средствами.
«При избрании данного наименования (основные таможенные режимы) законодатель, вероятно, учел наибольшую распространенность этой группы таможенных режимов. Несовершенство данного наименования, на наш взгляд, состоит в том, что по правилам дихотомического деления при этом необходимо было выделить и «частные таможенные режимы»4. Выделение некоторых режимов в категорию экономических не свидетельствует об отсутствии такого признака в характеристике других режимов, поскольку все они имеют экономическое значение. Очевидно, что появление режимов вызвано хозяйственной практикой. «Несколько видов таможенных режимов (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) законодателем впервые объединены в группу завершающих таможенных режимов. На наш взгляд, такой термин является условным и с позиции формальной логики - несовершенным. В юридической литературе на это обстоятельство не обращается внимание и, что является более важным, отсутствует правовое обоснование использования в таможенном законодательстве термина «завершающие таможенные режимы»5.
Классификация режимов в приведенном виде не исключает других ее вариантов, например, ряд режимов отвечает интересам торговли (таможенный склад, беспошлинная торговля), промышленности (режимы переработки). Возможна классификация, в основе которой может быть освобождение от уплаты таможенной пошлины, налогов и т.д.
Правильный выбор
В контексте изложенного следует согласиться с выводом, что «применение таможенных режимов позволяет в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств применять к ним различные инструменты правового регулирования, что дает возможность более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счете способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей»6.
Таможенное правоотношение в целом строится на взаимодействии лиц, перемещающих через границу грузы, и таможенных органов, призванных содействовать осуществлению внешней торговли. В литературе можно встретить различные определения таможенного правоотношения. Так, А.Н. Козырин относит к ним «регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ»7. Аналогично трактует данное понятие и И.В. Орлов8. И.В Тимошенко определяет таможенно-правовые отношения как «урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами»9. При этом он справедливо отмечает, что одной из сторон в них всегда выступает государство. Иными словами, такие отношения носят публично-правовой характер.
А.Д. Ершов обращается
к более емкому понятию таможенных отношений
и понимает под ними «совокупность экономических,
организационно-правовых и психоэтических
взаимоотношений в области
регулирования внешнеторговой деятельности,
основанных на законодательно закрепленных
принципах и направлениях таможенной
политики стран-участниц международных
экономических отношений»10.
Любое правоотношение состоит из трех основных элементов: субъект, объект и содержание. Субъектами таможенного правоотношения выступают его участники. Учитывая, что правоотношения данного рода носят публичный характер, с одной стороны в качестве субъекта всегда выступают таможенные органы. С другой же стороны - лица, заинтересованные в перемещении через таможенную границу какого-либо имущества. Такие лица могут быть как юридическими (и тогда, чаще всего, они занимаются предпринимательской деятельностью), так и физическими (как правило, они участвуют в неторговом обороте).
Содержание таможенного правоотношения можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны это совокупность юридических прав и обязанностей субъектов, а с другой - фактическое поведение участников правоотношений.
Поэтому содержание таможенного правоотношения составляет мера возможного и должного поведения субъектов, регламентируемая нормами таможенного законодательства. Один из концептуальных подходов, положенных в основу разработки ныне недействующего ТК РФ, состоял в максимальном сокращении возможности подзаконного нормотворчества в сфере регулирования таможенных отношений.
В отношении товаров, пересылаемых на таможенную территорию (или за ее пределы), указанная специальная процедура не применяется. Правила пересылки товаров в международных почтовых отправлениях составляют самостоятельную специальную таможенную процедуру (регулируется главой 24 ТК РФ), о которой речь пойдет ниже. В случае пересылки товаров (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) применяется общий порядок таможенного оформления и налогообложения (уплаты таможенных платежей). Объект правового отношения есть его важнейший элемент, характеризующий связь такого отношения с материальными и духовными ценностями общества. Он по своей сути представляет «объект интереса субъектов, а следовательно объект их направленной активности, деятельности в ее широком, философском понимании»11. Уточнив данное определение применительно к исследуемой сфере, укажем: то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, и является объектом таможенного правоотношения. Объектом таможенного правоотношения является порядок, который складывается в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. На разграничении категорий объекта и предмета останавливаются ученые различных отраслей, например, налогового права12. Так, В.П. Шавшина объект налогообложения в таможенной сфере определяет как «целый ряд операций, составляющих процесс перемещения товаров через таможенную границу от начала перемещения и до его завершения»13. Под предметом понимаются некие объекты материального мира, с которыми связаны юридические последствия, возникающие в результате совершения с ними определенных действий.
Анализ норм действующего законодательства и научных взглядов14 по данной проблематике показывает, что в структуру таможенного правоотношения включаются как объект, так и его предмет (или непосредственный объект)15. Итак, осуществляя действия по перемещению грузов через границу, стороны вступают в правоотношения (что является объектом таможенного правоотношения), при этом данные взаимосвязи предусматривают ввоз-вывоз товаров и транспортных средств (что выступает предметом таможенного правоотношения).
Следует отметить, что с позиций экономической теории использование термина «товары» не совсем оправданно, так как под ними понимаются предметы, предназначенные для купли-продажи. Таможенное законодательство устанавливает общий порядок перемещения товаров, не зависимо от того, с какой целью они ввозятся или вывозятся. «Товар для того, чтобы стать предметом таможенного регулирования, должен обладать свойством перемещаемости в пространстве16. Отнесение товаров к движимому имуществу - условие, не достаточное для того, чтобы он стал элементом таможенного правоотношения. Поэтому предмет внешнеторговой сделки с момента ее заключения становится предметом отношений, регулируемых нормами гражданского права17, и лишь с пересечением таможенной границы - предметом таможенного правоотношения.
Принимая во внимание
особенности импорта
Учитывая статус подакцизных товаров и их значимость для экономики нашей страны необходимо введение в теорию частного права новой правовой дефиниции внешнеторгового договора купли-продажи подакцизных товаров, которую в настоящее время можно определить, как соглашение, заключаемое лицами различной государственной принадлежности, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать ограниченный в обороте подакцизный товар в собственность другой стороне (покупателю), покупатель обязуется принять этот товар, уплатить за него продавцу определенную денежную сумму (цену), а также соблюдать установленные ограничения оборота данного товара18.
1.2. Таможенные платежи, запреты и ограничения при ввозе на таможенную территорию транспортных средств
В целях определения особенностей ввоза транспортных средств необходимо определиться с тем, что такое транспортное средство. Согласно Положению о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 года № 1227 (в настоящее время документ утратил силу), транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ). Под номерным же агрегатом понимается двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспотного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.
Транспортное средство - это техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное) с целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов. Не относятся к транспортным средствам почтовые голуби, гужевой транспорт, вьючный транспорт, трубопроводный транспорт и другие19.
Детализируя, отдельные авторы уточняют, что транспортное средство это - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами20.