Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа
В условиях роста объемов торговли России с развивающимися странами, а также ввиду поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в Российской Федерации, актуальной становится задача комплексного изучения аспектов функционирования, механизмов регулирования преференциальной системы России и международного опыта преференциальной торговли для разработки мероприятий по совершенствованию российской преференциальной системы в целях более эффективного использования данного торгово-политического инструмента в интересах отечественных хозяйствующих субъектов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….2
Глава 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ…………………………...…..4 1.1.Характеристика тарифных преференций…………………………………....4 1.2 Роль международных организаций в формировании политики в сфере международной преференциальной торговли…………………………………..7 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ПРИМИНЕНИЯ ОДНОСТОРОННИХ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ………………………………………………………………………....11 2.1.Опыт применения преференциальных систем в зарубежных странах……………………………………………………………………….…...11 2.1.1. Общей системы преференций Европейского Союза…………….…..…11 2.1.2.Преференциальная система Соединенных Штатов Америки…………………………………………………………………………..13 2.1.3. Общая система тарифных преференций Японии…………………..…...16 2.2. Российский опыт предоставления и использования тарифных преференций в торговле со странами дальнего зарубежья…………………...20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………......26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………
Глава 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
И РОЛЬ…………………………...…..4 1.1.Характеристика тарифных преференций…………………………………....4
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации экономики, более интенсивного включения российской экономики в мирохозяйственные связи, завершающего этапа переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию возрастает роль и значение таможенно-тарифного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью.
Главной особенностью таможенной политики государства является её многофункциональность, основными частями которой являются поддержка целесообразного для внутренних интересов страны соотношения импорта и экспорта товаров, защита экономических интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части бюджета, обеспечение равных условий конкуренции для отечественных производителей.
В мировой торговле широкое применение получила практика предоставления различного рода таможенных льгот и преференций в отношении товарного импорта, в том числе зависящих от страны происхождения ввозимого товара.
В условиях роста объемов торговли
России с развивающимися странами,
а также ввиду поэтапного снижения
ставок ввозных таможенных пошлин в
Российской Федерации, актуальной становится
задача комплексного изучения аспектов
функционирования, механизмов регулирования
преференциальной системы России и
международного опыта преференциальной
торговли для разработки мероприятий
по совершенствованию российской преференциальной
системы в целях более
В сложившейся экономической
Учитывая изложенное, проблематика внешнеторгового сотрудничества России со зарубежными странами в пределах преференциальной торговли имеет большое значение и актуальность
Глава 1. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ
1.1. Характеристика тарифных
Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятия «таможенная преференция» и «таможенная льгота» имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.
Льготой стали называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли. В современных энциклопедических словарях под «льготой» понимают предоставление каких-либо преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей.
В отношении понятия «преференция
При перемещении товаров через таможенную границу понятие «таможенные льготы» приобретает следующий смысл, а именно — это преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей и других предметов.
Термин «преференция» в
Таможенные преференции - льготы, предоставляемые при обложении таможенными платежами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран (минимальные ставки пошлин, налогов; либо полное освобождение от уплаты таможенных платежей).
Тарифные преференции - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.
Таким образом, преференциальные ставки таможенных пошлин (англ. -
Preferential duty rates) - ставки пошлин, более низкие, чем базовые ставки, распространяемые на страны, пользующиеся режимом РНБ.
Применительно к таможенным тарифным льготам российское законодательство подразумевает следующее. В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, понятие «тарифная льгота» выступает как более широкое понятие, нежели «тарифная преференция» и включает в себя последнюю.
Таможенные льготы и преференции таблица 1.
Таможенные льготы |
- |
преимущества, связанные с уплатой таможенных платежей, с упрощением процедур таможенного оформления и таможенного контроля, которые предоставляются юридическим и физическим лицам при перемещении товаров, ценностей, личных вещей и других предметов через таможенную границу |
Тарифные льготы |
- |
разновидность таможенных льгот, применяемых в виде возврата ранее уплаченных пошлин, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара |
Таможенные преференции |
- |
преимущества, связанные
с уплатой таможенных платежей (в
том числе тарифные преференции),
с упрощением таможенных процедур,
которые применяются в |
Тарифные преференции |
- |
льготы по уплате таможенной пошлины, применяемые в зависимости от страны происхождения товара |
Базовые ставки пошлин |
- |
ставки пошлин таможенного тарифа, применяемые при ввозе (вывозе) товаров из стран, в торгово- политических отношениях с которыми действует режим РНБ |
Преференциальные ставки пошлин |
- |
ставки таможенных пошлин, более низкие, нежели базовые ставки |
Официальное предназначение преференций заключается в содействии
экспорту и развитии производства
в странах-пользователях таких
таможенных льгот. Тем не менее, по мнению
автора, преференциальные режимы используются
также и для переориентации производства
стран-импортеров под интересы национальной
экономики страны, предоставляющей
преференции в одностороннем
порядке. Экономические интересы развитых
стран-доноров преференциальных режимов
реализуются посредством
Политические интересы каждой из стран-доноров реализуютсяпутем
создания через
1.2. Роль международных
В настоящее время существуют 3
основные международные организации
, под эгидой Организации Объединенных
Наций, которые занимаются вопросами
таможенно-тарифного
Перечисленные организации (см. рисунок
1.2) принимают участие в
Следует выделить ещё одну международную организацию, а именно, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая на постоянной основе занимается исследованиями в сферах применения и предоставления односторонних таможенных преференций.
Далее остановимся подробнее на деятельности в сфере формирования преференциальной торговой политике обозначенных организаций.
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию является основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития. Она была учреждена в 1964 году в целях содействия ускорению торгово-экономического развития, в первую очередь развивающихся вопросов в областях финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития. При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в проработке и достижении консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли и их последствий, прежде всего для развивающихся государств и стран с переходной экономикой, в содействии их адаптации к новым торговым условиям и интеграции в мировую торговую систему.
В рамках работы совета созданы 3 постоянные комиссии (вместо 20 бывших комитетов и рабочих групп):
ЮНКТАД работает по реализации усилий,
предпринимаемых международным
сообществом в пользу развивающихся
и наименее развитых стран, в таких
областях, как торговая политика, финансирование
развития и техническое сотрудничество.
Важным направлением данной работы являются
вопросы фактического использования
развивающимися странами возможностей
по доступу их товаров на рынки
на преференциальных условиях. Вопрос
об «эрозии» преференций является одним
из ключевых аспектов готовящегося исследования,
в котором будут сформулированы
предложения о возможных путях
более эффективного использования
странами-бенефициарами
Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с
правительствами государств-
Всемирная торговая организация также вносит определенный вклад в формировании преференциальной системы международной торговли. В рамках ВТО проводятся различные исследования, анализирующие влияние преференциальных режимов на развитие внешней торговли развивающихся стран- бенефициаров.
Секретариат ВТО, в случае присоединения
России ко Всемирной торговой организации,
будет согласовать, в частности,
Правила определения
Всемирная таможенная организация - межправительственная организация по вопросам таможни, которая была учреждена в Брюсселе, путем подписания Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года, вступившей в силу 4 ноября 1952 года. В настоящее время Всемирная таможенная организация объединяет 169 стран, в том числе и все государства- участники СНГ. Главными задачами организации с момента ее создания являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества.