Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемные вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Изучить признаки, понятие, задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Рассмотреть таможенные органы, как субъект правоохранительной деятельности;
• Проанализировать правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Выявить проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Приоритетными направлениями  деятельности таможенной службы России были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование  технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Значительное место  в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус ФТС и таможенных органов РФ закреплен таможенным кодексом Таможенного Союза, Постановлением Правительства РФ  от 26 июля 2006 г. N 459 и

 указом Президента  РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации”.  С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности.

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемные вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • Изучить признаки, понятие, задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
  • Рассмотреть таможенные органы, как субъект правоохранительной деятельности;
  • Проанализировать правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов;
  • Выявить проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Объектом исследования в курсовой работе является правоохранительная деятельность таможенных органов.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие в процессе выполнения правоохранительной деятельности и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Эмпирическую базу курсовой работы составили нормативно правовые акты, прикладные данные исследований в области таможенного дела, данные статистики, а также данные, содержащиеся в российском секторе Интернета.

Данная тема считается  актуальной, так как в настоящее  время таможенное дело в РФ имеет  особое значение, не только как средство пополнения бюджета, а так же как  средство, обеспечивающее экономическую безопасность страны путем тарифных и нетарифных мер, а так же путем оперативной правоохранительной деятельности таможенных органов РФ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

 

    1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи.

 

 Деятельность государства   и  его  органов охватывает  многие сферы государственной  и общественной жизни.  Решение   проблем,  связанных  с обеспечением  нормального функционирования экономики  в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций,  осуществление внешней политики, создание  условий для развития культуры,  науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана  государственной безопасности страны, а также многие другие функции - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности1.

Одно из центральных  мест в ней занимает выполнение задач  по обеспечению правопорядка и законности,  защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов государственных  и негосударственных организаций, трудовых коллективов,  борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.2 Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов,  о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст.2, 7, ч.1 ст.45, ст.71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст.2 недвусмысленно сказано: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,  соблюдение  и  защита  прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства ".  Эта же идея содержится в  ч.1 ст.45: "  Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации гарантируется ". По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют,  чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать  всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами  возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

Для подавляющего большинства  государственных органов диапазон  их деятельности не замыкается,  естественно, на решении названных, хотя и весьма важных,  но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека,  борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.  У  них  на первом  плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства,  культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности,  внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д.  Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют попутно,  наряду с осуществлением своих основных задач.3

 Обеспечением правопорядка  и законности специально занимается  значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом  для выполнения такой роли.  Их принято именовать органами охраны правопорядка, т.е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества,  российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

 Весьма близко к  понятию органов охраны правопорядка  примыкает понятие  правоохранительных  органов.  Эти  понятия весьма  схожи,  но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными.  Равным образом к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраны правопорядка.4

Чтобы понять суть критериев,  которыми следовало бы  руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности,  получившие в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование - " правоохранительная деятельность " .  Данное понятие является  сравнительно молодым.  Оно  введено  в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х годов.5  По сравнению с возрастом других терминов  и понятий, которыми пользуются юристы, это " младенческий " возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие " правоохранительная деятельность " еще не " устоялось ".  Вокруг него идут активные споры,  высказываются разные суждения. А вместе с этим и разные мнения  о  том,  какие органы надо считать правоохранительными.  В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.  Один из признаков проявляется в том,  что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами.   Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий,  их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.6

 Вторым существенным  признаком правоохранительной деятельности  является то,  что применяемые  в ходе ее осуществления   юридические  меры воздействия  должны строго соответствовать  предписаниям закона или иного  правового акта.  Только они   могут  служить основанием  применения конкретной  меры воздействия и четко определять ее содержание.  Орган, применяющий такое воздействие,  обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

 В-третьих, характерным   для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.

Наконец, существенным  признаком  правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – побольшей части юристами,  а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства.  Организация и  деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке,  в том  числе  путем установления особых  процедурных ( процессуальных ) правил для решения наиболее ответственных вопросов.

С учетом  сказанного  можно определить понятие того,  что принято считать правоохранительной деятельностью.  Как  видно  по  приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права  специально  уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.7

Вопрос о задачах  правоохранительной деятельности, как  и вопрос о ее содержании, пока что в законодательном порядке не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другие. В статье 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.8

Это положение и следовало  бы считать основным ориентиром при  раскрытии содержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем  четко обозначены те ценности, которые  должны охраняться.

По закону охрана названных  ценностей возложена на все государственные  и правоохранительные органы, в том  числе и на таможенные. Это составляет суть задач последних.

 

1.2  Таможенные  органы РФ как субъекты правоохранительной  деятельности

 

Большинство авторов, основываясь на законодательстве, включают таможенные органы в систему правоохранительных органов. Однако отдельные авторы учебников о правоохранительных органах, не объясняя своей позиции, тем не менее не относят таможенные органы к числу правоохранительных, что, надо полагать, не соответствует законодательству и не отражает существа и содержания таможенной деятельности.

Как правоохранительные органы и составная часть сил  обеспечения экономической безопасности Российской Федерации таможенные органы характеризуются следующими существенными чертами.9

Основные задачи, решаемые таможенными органами, четко и  определенно выявляют правоохранительный характер их деятельности. Деятельность всех таможенных органов должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Общие правоохранительные задачи таможенных органов раскрываются в Таможенном кодексе Таможенного Союза и других юридических актах, определяющих правовой статус конкретных таможенных органов. В Положении о ФТС России, например, указывается, что данная Служба осуществляет специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела (п. 1); обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Таким образом, здесь конкретно указаны главные ценности, которые должны охраняться Федеральной таможенной службой: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации, единства ее таможенной территории, экономических интересов, соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы России. Аналогичным образом дело обстоит с основными задачами всех других таможенных органов.

Столь же однозначно о  правоохранительном характере деятельности таможенных органов свидетельствуют выполняемые ими функции и присущие им правомочия. Таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде, о незаконном экспорте технологий, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных таможенных преступлений. В качестве правоохранительных органов таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов