Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 18:41, курсовая работа
Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны – сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.
Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры. Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общетеоретическая характеристика особых пошлин в РФ…………….5
1.1.Понятие, содержание, критерии антидемпинговых мер и применение антидемпинговых пошлин…………………………………………………………..5
1.2. Понятие, сущность и общие принципы применения компенсационных мер…………………………………………………………………………………….9
1.3.Понятие и применение специальных защитных мер, введение предварительной специальной пошлины…………………………………………12
Глава 2. Практика применения антидемпинговых пошлин…………………….17
2.1.Мировая практика применения антидемпинговых мер: перспективы для России……………………………………………………………………………….17
2.2.Особенности применения антидемпинговых пошлин в современных условиях в РФ………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список использованных источников……………………………………………...
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общетеоретическая характеристика особых пошлин в РФ…………….5
1.1.Понятие,
содержание, критерии антидемпинговых
мер и применение
1.2. Понятие,
сущность и общие принципы
применения компенсационных
1.3.Понятие
и применение специальных
Глава 2. Практика применения антидемпинговых пошлин…………………….17
2.1.Мировая
практика применения
2.2.Особенности
применения антидемпинговых
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны – сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.
Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры. Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.
Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.
Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а затем – для пополнения доходной части бюджета.
Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.
В результате стремительного входа России в рыночную экономику конкретные размеры таможенных пошлин изменяются достаточно динамично.
Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Целью курсовой работы является изучение применения особых пошлин в РФ и анализ практики применения антидемпинговых пошлин.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, содержание и применение антидемпинговых пошлин.
2. Рассмотреть понятие, сущность и принципы применения компенсационных пошлин.
3. Раскрыть понятие и применение специальных защитных мер.
4. Проанализировать мировую практику применения антидемпинговых мер и перспективы для РФ.
5. Особенности антидемпинговой политики Таможенного союза и меры защиты российского рынка после присоединения к ВТО.
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЫХ ПОШЛИН В РФ
1.1.
Понятие, содержание, критерии антидемпинговых
мер и применение
При осуществлении внешней торговли наиболее часто применяется такой специфический вид недобросовестной конкуренции, как демпинг. Под демпингом понимается недобросовестная ценовая конкуренция на внешнем рынке, при которой товары одной страны поступают на рынок другой страны по цене ниже «нормальной», т.е. той, по которой они могут быть проданы на внутреннем рынке страны экспортера или производителя1. Тем не менее сам по себе демпинг не запрещен, а меры, противодействующие демпингу, могут быть введены только после проведения расследования, являющегося квази-судебной процедурой2, и выявления обстоятельств, требующих компенсации ущерба от демпинговых операций, т.е. того, что подобная тактика может наносить ущерб национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей. В случае если демпинговые поставки носят единовременный характер, то они нарушают сложившееся равновесие на рынке, если такие поставки носят долговременный характер, то они могут привести к исчезновению отечественных производителей и в дальнейшем повышению цен на товар.
Антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство РФ посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств.
Антидемпинговые меры применяются в виде антидемпинговых пошлин, устанавливаемых в размере, равном размеру рассчитанной маржи демпинга, или в виде ценовых обязательств, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем/экспортером о поставке товара по соответствующей цене не ниже определенного уровня и взимаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, сверх базовой ставки таможенной пошлины. 3
Первое антидемпинговое законодательство Европейского союза было принято в 1968 г. и с тех пор неоднократно изменялось. Важность антидемпингового регулирования для международной торговли привела к тому, что в 1974 году в ходе Уругвайского раунда было заключено Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговым кодексом ГАТТ-ВТО).
В рамках данного Соглашения существующие до этого правила ЕС были заменены на новый Антидемпинговый регламент, который вступил в силу 1 января 1995 г. Данный регламент в свою очередь был усовершенствован в результате принятия Регламента № 384/96 от 02.12.1996. Решение № ECSC/2277/96, которое регулирует импорт угля и стали, было принято 2 декабря 1996 г. Эти две нормы были одобрены на Уругвайском раунде как соответствующие ГАТТ. В этих документах устанавливается, что расходы ЕС по применению антидемпинговых мер не должны превосходить полученные от них выгоды, т.е. применение мер не должно наносить вреда интересам ЕС. В отношении стран с нерыночной экономикой ЕС может установить специальный порядок введения антидемпинговых мер.
Антидемпинговый кодекс является обязательным актом для всех стран-членов ВТО. Он содержит базовое (стандартное) определение демпинга, все случаи отклонения от базового определения, процедуру проведения антидемпингового расследования, а также виды антидемпинговых мер и основания их пересмотра.
Применение антидемпинговых пошлин связано с наличием одновременно трех обстоятельств:
Прежде всего, антидемпинговое законодательство закрепляет определение демпинга. При этом следует отличать демпинг от продажи товара по ценам, вытекающим из обоснованных низких издержек или более высокой производительности труда. Ключевым критерием определения демпинга является соотношение экспортной и «нормальной» цены. Считается, что товар является демпинговым в том случае, если экспортная цена ниже сравнимой цены, по которой аналогичный товар продается по обычным торговым каналам в стране-экспортере. «Нормальная» цена обычно базируется на ценах, уплачиваемых за данный товар в процессе обычной торговли между независимыми поставщиком и покупателем в стране-экспортере.
В том случае, если экспортер не производит или не продает аналогичный товар в своей стране, «нормальная» цена может быть определена на основе цен других продавцов или производителей. Кроме того, в том случае, если объем продаж не является существенным (меньше 5% от объема экспорта), а также если рыночная ситуация не позволяет провести адекватное сравнение цен, «нормальная цена» может быть рассчитана на основе издержек производства в стране происхождения экспортного товара.
В случаях со странами с так называемой нерыночной экономикой расчет «нормальной» цены производится на основе сравнения с издержками в третьей стране с рыночной экономикой или на основе цен, используемых в торговле аналогичным товаром между третьими странами с рыночной экономикой.
Другим параметром, необходимым для определения факта демпинга, является экспортная цена, т.е. цена, уплаченная или подлежащая уплате за товар, поступающий на рынок ЕС. В случае если невозможно определить экспортную цену, она может быть сконструирована на основе цены, по которой этот товар впервые был продан независимому покупателю.
Величина антидемпинговой пошлины, как правило, определяется величиной демпинговой маржи, т.е. разницей между экспортной и «нормальной» ценой. В то же время законодательство ЕС дополняет условия применения антидемпинговых мер ВТО своими положениями, используя Соглашение о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. как институциональные рамки.
Что касается критериев ущерба, то регулирование предполагает следующее. Определение ущерба, наносимого европейской промышленности, оценивается по следующим позициям:
– объем товара, импортируемого на условиях демпинга (в абсолютных показателях или в относительных показателях соотношения с объемом производства на европейском рынке);
– цена поставляемого товара с целью определения разницы с ценой на аналогичный товар на европейском рынке;
– последовательный эффект для производства в рамках ЕС, прежде всего с точки зрения загрузки производственных мощностей, запасов, продаж, нормы прибыли, занятости и т.п5.
В соответствии с положениями ст. 2 Соглашения применении статьи VI ГАТТ предпочтительными методами установления факта демпинга для использования органами, проводящими антидемпинговые расследования, являются:
– сравнение средневзвешенной нормальной цены со средневзвешенными ценами всех сопоставимых экспортных сделок;
– сравнение нормальной стоимости и экспортной цены по конкретным сделкам.
Эти методы называются симметричными.
Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется для нейтрализации воздействия специфических субсидий, экспортирующего иностранного государства.
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики6.
Понятие «субсидия» закреплено в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, и все субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:
– запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые подлежат устранению;
– специфические субсидии, т.е. финансовая поддержка, предоставляемая одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону на определенный период времени. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают неравные условия конкуренции для предприятия/отрасли/региона;
– допустимые, общие субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.
За исключением запрещенных субсидий прочие виды субсидирования, как и демпинг, не являются запрещенной практикой. Предметом расследования они становятся с учетом возможности их «искажающего» воздействия на конкуренцию. Эти меры также вводятся на срок не более 5 лет с возможностью последующего продления по итогам пересмотра. Действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования. При этом под прекращением субсидирования понимается не прекращение, к примеру, действия законодательного акта, которым предоставляется субсидия, а фактически прекращение действия того преимущества, которое предоставляется получателю субсидии, иначе еще называемое прекращением действия «полезного эффекта» субсидии7.
Компенсационные меры применяются в форме компенсационных пошлин, устанавливаемых в размере, равном размеру предоставленной субсидии на единицу товара, либо в виде ценовых обязательств, которые фактически являются соглашениями между органом расследования и иностранным производителем/экспортером о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором импорт не будет наносить ущерб отечественным производителям. Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 13 октября 2004 года №546)8.
Информация о работе Практика применения антидемпинговых пошлин