Применение информационных технологий в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ...……………………………….…………………………………………5
1.1.Понятие информационного обеспечения управления организацией……….5
1.2.Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах……………...………………………………………………………………...8
1.3.Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных
органах…..………………………………………………………………………..…12
2 АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……….……………….……………...……..…17
2.1.Единая автоматизированная информационная система……………..............17
2.2.Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле………………………………....……....………………………20
2.3.Проблемы внедрения информационных технологий………….…….………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ………………………..………31

Вложенные файлы: 1 файл

эк.там.дела КУРСОВАЯ!!!.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Дисциплина:

Экономика таможенного дела.

 

 

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

 

    Тема: Применение информационных технологий в таможенном деле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила:

                                                                 Фалинская Екатерина Андреевна

                                        Группа 11-ТДо3-6

                                                              Научный руководитель: к.э.н.д

                                              Шишканева Виктория

                             Дмитриевна

 

 

 

 

                                         Калининград

                                                          2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ...……………………………….…………………………………………5

1.1.Понятие информационного обеспечения управления организацией……….5

1.2.Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах……………...………………………………………………………………...8

1.3.Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных

органах…..………………………………………………………………………..…12

2 АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ……….……………….……………...……..…17

2.1.Единая автоматизированная информационная система……………..............17

2.2.Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле………………………………....……....………………………20

2.3.Проблемы внедрения информационных технологий………….…….………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИОВ………………………..………31

 

 

 

 

 

 

                                   

                                         

 

                                          

                                             ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.

Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХI в. "информация" наряду со "временем", "пространством", "энергией" становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки - все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.

В современных условиях глобальной информатизации и компьютеризации общества в целом и таможенных органов, в том числе, актуально применение информационных технологий. Необходимо отметить, что информатизация высоко динамичный процесс, происходящий на стыке областей знаний, терминология которого в силу объективных причин еще не устоялась и может по-разному истолковываться.

Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы связана с тем, что информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний и позволяет принимать обоснованные и правильные решения. В рамках системы таможенных органов, находящейся на стадии модернизации, данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения.

Целью курсовой работы является анализ информационного обеспечения управления и применения информационных технологий в таможенных органах.

Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на подглавы, заключения, списка используемых источников. Первая часть посвящена вопросам информационного обеспечения управления в таможенных органах, вторая - применению информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ  ОРГАНАХ

 

1.1 Понятие информационного  обеспечения управления организацией.

 

Информация – один из ключевых ресурсов, без которого невозможна эффективная деятельность. Информация (лат. informatio – изложение) – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация используется как ресурс для исполнения служебных функций, а также как средство служебных коммуникаций, поскольку последние осуществляются в процессе передачи различных сведений. Главное то, что информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.

На практике это представляет собой необходимость органам управления иметь достаточно четкие представления:

  • о происходящих в обществе, экономике, политике, социальной сфере изменениях, тенденциях их развития;
  • о том, на каком этапе своего развития находится организация и насколько она и реализуемая ею стратегия соответствуют тенденциям и целям социально-экономического развития общества;
  • насколько существующие в организации подходы к управлению отвечают требованиям гармоничного взаимодействия с деловыми партнерами, традициям, культуре управленческих отношений как внутри, так и вне ее;
  • о том, какая стратегия должна быть выработана для организации, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, удовлетворение жизненных и социальных потребностей персонала.

Информационные ресурсы управления представляют собой некоторые сведения, данные, оформленные таким образам, чтобы обеспечивать удобство принятия решений в области целевой деятельности. Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она также зависит:

  • масштаб и важность принимаемых решений (чем масштабнее и важнее решение, тем большая по объему и разнообразная по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия);
  • количество и характер управляемых, регулируемых параметров;
  • количество вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта;
  • величина и разнообразие возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы.

Информационные технологии, обладающие широким информационным пространством, представляют собой систему "человек-машина", состоящую из специально обученных и подготовленных людей и технико-технологической базы. Система информационного обеспечения представляет собой более широкое понятие. Это, прежде всего система "человек-машина-сеть-машина-человек". Другими словами, это, с одной стороны, человек – пользователь системы, с другой – совокупность информационных потоков и иерархий, коммуникационной системы по сбору, переработке и передаче информации об объекте с помощью информационных технологий, а с третьей стороны – это суммарность методов и средств по размещению и организации информации. 1

Информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей:

  1. потоков информации – вариантов организации документооборота;
  2. систем классификации и кодирования информации;
  3. унифицированную систему документации
  4. различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.

Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Система управления в настоящее время представляет из себя систему управления такими объектами, как процессы, деятельность и персонал. Процессный подход к управлению рассматривает управленческий процесс как последовательную реализацию основных функций управления: планирование, организация и контроль.

На разных стадиях управленческого процесса необходима определенная информация, имеющая характерные особенности:

  1. на стадии планирования информация должна содержать данные о целях организации, ее ресурсах, внешней среде, об известных методах и инструментах планирования, возможных источниках информации, стратегических альтернативах и т.д.;
  2. на стадии организации – о типах организационных структур, каналах связи, разделении полномочий, степени централизации управления и т.д.;
  3. на стадии контроля – о видах контроля, стандартах, показателях результативности, допустимых отклонениях, характеристиках эффективного контроля и т.д.

Общие требования к управленческой информации можно сформулировать следующим образом:

  1. надежность (и достоверность);
  2. своевременность;
  3. адресность;
  4. возможность многократного использования.

Таким образом, можно сказать, что без специальных технологий учета, регистрации, хранения и мобилизации информационных ресурсов, накопленные опыт и знания не будут использованы в полной мере для решения насущных задач управления.

 

1.2 Развитие  информационного обеспечения управления  в таможенных органах

 

Информационно – техническое обеспечение развивалось поэтапно в ходе автоматизации процессов таможенной деятельности и процессов подготовки решений.

Процесс автоматизации начался в конце 80-х годов. Именно в это время в таможенные органы стали поступать первые персональные ЭВМ, складываться первые группы специалистов в области программного обеспечения и средств вычислительной техники. В 1991 году работы по автоматизации возглавляет вновь созданный Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России, с этого момента автоматизация в таможенных органах приобретает плановый и систематизированный характер .2

В силу ряда объективных факторов и, прежде всего, из-за сложности предметной области и сжатых сроков, отпущенных на реализацию, Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, особенно, в первые 5 лет своего существования, представляла собой воплощение позадачного подхода, основной целью которого было формирование информационных массивов. Составляющая автоматизации процессов управления в этот период прослеживается весьма слабо, хотя следует вспомнить, пожалуй, первую комплексную автоматизированную систему таможенного оформления пассажиров АСОИ "Пассажир-А", разработанную и внедренную в эксплуатацию в Пулковской таможне. Такая система, имея единое управляющее ядро, объединяла АРМы различной функциональной направленности и не только реализовывала функции накопления информации, но и позволяла эффективно использовать ее в процессе таможенного оформления и контроля пассажиров.

Проблемы комплексной автоматизации начали решаться в ЕАИС начиная с 1995 года. Примерами таких решений могут быть системы "АИСТ-РТ 21", "ПОТОК-ПИЛОТ", "АСТО", "CUSTOMS FLOW", а также ряд других систем, в которых, в той или иной мере, нашел отражение принцип функциональной полноты при реализации законченных технологических процессов таможенного оформления и контроля. Не умоляя значимости этих систем, составляющих сегодня базис ЕАИС ФТС России, следует отметить, что все они, реализуя информационные таможенные технологии формирования данных системы управления таможенной деятельностью, а также отдельные функции информационного обеспечения оперативного (тактического) управления, практически не затрагивают технологию поддержки принятия решений, которая подразумевает специальную обработку больших информационных массивов с целью выработки решений стратегического управления .3

Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле