Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:00, курсовая работа
Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III -- II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….3
1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………3
1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………5
1.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….9
1.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...11
1.5 Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....16
2. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..21
2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….21
2.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………….…………………….31
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….3
1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………3
1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………5
1.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….9
1.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...11
1.5 Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....16
2. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..21
2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….21
2.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..25
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………….…………………….31
Введение
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.
Изучение исторических источников
показывает, что таможенное дело зародилось
более двух тысяч лет назад, его начало
можно отнести к III -- II вв. до н. э. Этой точки
зрения придерживаются многие историки
и экономисты.
Считается общепризнанным, что история
таможенного дела в России ведет свое
начало со времен Древней Руси и напрямую
связана с появлением торгового обмена
и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам,
заключенным князем Олегом с греками в
907 и 911 годах, видно, что такие элементы
таможенного дела, как взимание таможенных
пошлин и порядок таможенного обложения,
существовали на Руси и до принятия христианства.
Следовательно, можно предположить, что
становление таможенного дела и соответственно
организационные и правовые предпосылки
формирования первичных элементов правового
режима его обеспечения берут свое начало
еще до принятия христианства на Руси
.
Таможенное дело на Руси — явление
далеко не простое, а в отдельные
периоды Российского
1. Развитие таможенного дела на Руси
1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в.
О собственно
таможенных органах можно говорить
условно, поскольку лишь с течением
времени, по мере создания и укрепления
централизованного государства, расширения
внешнеэкономического общения и
оборота шло становление и
развитие структур и институтов, которые
составили затем ядро российской
таможенной службы. История не сохранила
документальных свидетельств о времени
возникновения таможенного
В XI – XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю.1 В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и товарными.
С развитием
крупного землевладения, внешней торговли
и городских ремесел в XIII – XIV
вв. русские города устанавливали
связи с западными
В XVII в. международные договоры, заключавшиеся князем Московским с конца XV в., сменили жалованные и проезжие грамоты. Особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлины лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству.3 Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени. Жалованные грамоты выдавались великим князем отдельным собственникам и также наделяли их правом взимать известные торговые и проезжие пошлины. При вступлении на престол нового великого князя жалованная грамота прежнего князя могла утратить силу.
1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.
XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных (казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.4
Говоря о внешней торговле России конца XVI-XVII вв. следует особо подчеркнуть значение г. Архангельска, где проводились ярмарки, имевшие характер всероссийских.
Государство
во второй половине XVII века стремилось
к совершенствованию
«Соборное уложение» 1649г с целью прекращения злоупотреблений откупщиков и целовальников в отношении торговых и служилых людей содержало особый статейный список, запрещающий взимать пошлины со служилых людей, выполняющих поручения государя.
«Соборное
уложение» определило статус сухопутных
и водных путей и дифференцировало
платежи за перемещение по сухопутным
и водным магистралям. Мытчики, перевозчики
и мостовщики получили в свой доход
соответствующие пошлины –
После принятия «Соборного уложения» государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.
Первым шагом стала отмена в 1649 г. привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские.
Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.
Первым шагом таможенной реформы явился Именной Указ с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с каких товаров", подписанный Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 г.
В Указе говорилось: "Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостинной и суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет".
В соответствии с этим торговым уставом многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.
Царское правительство вынуждено было проводить протекционистскую политику в отношении русской торговли отечественными товарами и торговли иностранными товарами внутри страны. 22 апреля 1667 г. вводится в действие Новоторговый устав. Его творцом являлся А.Л.Ордин-Нащокин. В нем были уточнены разделы о торговле иностранцев, резко увеличены торговые пошлины (в 4 раза), в пять раз повышены проезжие пошлины, введены запретительные тарифы на вино, сахар, табак и другие товары.
Новоторговый указ носил ярко выраженный протекционистский характер - ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: в Архангельске, Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В то же время ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.
По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.
Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.
Сразу же после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.
К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.5
1.3. Таможенная политика Петра I
В царствование Петра I развитие промышленности, мануфактур сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Постепенно совершенствовалась организация таможенного дела в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями получали годовое денежное содержание как служащие. Коммерц-коллегия 1715 года осуществляла такие функции, как:
- общая
организация торговли на
- организация таможенных сборов;
- учреждение таможенных институтов;
- рассмотрение судебных дел купцов в области торговли.
В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров, Петр I издал Указ, в котором говорилось: "...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги и проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".