Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:03, контрольная работа
Целью данной работы является исследование понятий, форм, способов защиты прав потребителей, а так же процессуальные особенности рассмотрения дел в этой сфере, определение эффективности, а также выявление проблем, возникающих при осуществлении своих прав потребителями.
Сформулируем задачи работы на основании заявленной цели:
1. изучить и проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;
2. рассмотреть законодательство, регламентирующее процессуальный порядок защиты прав потребителей;
I. Введение…………………………………………………………………….…..3
II. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей…………………………………………………..…….6
III.Способы защиты прав потребителей………………………………………..10
IV.Формы защиты прав потребителей………………………………………....14
V.Заключение……………………………………………………………..……...18
VI.Список использованной литературы………………………………………..20
Кафедра «Маркетинг и Менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине « Теория таможенного регулирования»
Тема «Регулирование защиты прав потребителей.»
Набережные Челны
2011
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. Понятие защиты прав потребителей. Объекты
защиты в отношениях
с участием потребителей………………………………………………
III.Способы защиты прав потребителей………………………………………..
IV.Формы защиты прав потребителей………………………………………...
V.Заключение………………………………………………
VI.Список использованной литературы………………………………………..20
Введение
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Закон «О защите прав потребителей»
- один из первых рыночных законов, имеющих
прямое отношение к преобразованию
экономики. Необходимость принятия
специального закона была вызвана тем,
что все действовавшее ранее за
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина, но и в объективном повышении ответственности производителей, продавцов, исполнителей, импортеров за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Актуальность выбранной темы основывается на том что, не смотря на достаточно большое количество нормативных актов касающихся
потребительского
Целью данной работы является исследование понятий, форм, способов защиты прав потребителей, а так же процессуальные особенности рассмотрения дел в этой сфере, определение эффективности, а также выявление проблем, возникающих при осуществлении своих прав потребителями.
Сформулируем задачи работы на основании заявленной цели:
1. изучить и проанализировать законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей;
2. рассмотреть законодательство, регламентирующее процессуальный порядок защиты прав потребителей;
3. разобрать процессуальные особенности рассмотрения дел о нарушениях прав потребителей;
4. ознакомиться с судебной практикой по делам о защите прав потребителей;
5. внести предложения направленные совершенствование законодательства.
Предметом данного исследования относятся права потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг, на информацию об изготовителе; защита прав потребителей при продаже товаров, а также при выполнении работ и оказании услуг; юридическая ответственность за нарушение прав потребителей; процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Объектом исследования
Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области защиты прав потребителей разрабатывались такими учеными, как В.В. Богдан, И.В. Решетникова, Я.Е.Парций, Э.Г. Корнилов и другими. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования. Тем не менее, теоретические и практические аспекты данной проблематики в правовой литературе освещены недостаточно полно, поэтому в настоящее время существует широкое пространство для научной разработки имеющихся проблем защиты прав потребителей.
Научная новизна данной работы заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей законодательства, связанного с защитой прав потребителей.
Работа состоит из двух глав. В первой главе описаны понятия и объекты защиты прав потребителей, способы и формы защиты прав потребителей. Вторая глава содержит особенности обращения за защитой нарушенных прав, описание круга лиц, участвующих в делах о защите прав потребителей и особенности доказывания по делам о защите прав потребителей.
Понятие защиты прав потребителей.
Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей
Начиная с 70-ых годов во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей…»). Монополизация производства, торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей» [ 5 стр.213].
Основным нормативным актом, регулирующим отношения по защите прав потребителей в РФ, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 1 января 1992 г., введенный в действие 7 апреля 1992г. Данный Закон действует сейчас в редакции от 23 июля 2008г.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ, оказания услуг, т.е. в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.
Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг[ 7 стр. 105].
Поправки к закону внесли целый ряд серьезных изменений. К ним можно отнести установление границ содержания генно-модифицированных организмов; изменение понятия «существенный недостаток»; закон обязал продавца указывать цены на товары (работы, услуги) только в рублях; еще одним существенным пунктом является поправка, касающаяся договоров при оформлении кредитов; так же изменения коснулись возврата технически сложных товаров; устранены противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества и другие.
Закон охраняет безопасность различных объектов: самого потребителя (его жизни, здоровья), имущества потребителя, окружающей среды[ 5 стр 307].
Обеспечение возможности использовать товар по назначению является обязанностью изготовителя (исполнителя), т.е. потребитель имеет право на безопасность товара.
Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.
Требования по безопасности
товара устанавливаются на указанных
стадиях его жизни
Закон "О защите прав потребителей" гарантирует следующие права:
Право потребителей на просвещение.
Это право обеспечивается посредством
включения соответствующих треб
Одной из причин введения
этой нормы является слабое знание
потребителями своих прав. Закон
не только провозглашает право
Так же Законом "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями[ 1 стр. 114].
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Четкое определение понятия «качества» имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками).
Товар, работа или услуга признаются качественными в случаях:
- соответствия качества договору;
- пригодности для целей
его непосредственного
- пригодности для использования
в конкретных целях,
- соответствия образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию;
- соответствия требованиям
стандарта, если стандартом
Условие о качестве товара относится к числу обычных условий и обычно определяется сторонами при заключении соответствующего договора.
Способы защиты прав потребителей
Согласно Гражданскому кодексу РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц.
Защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения,
существовавшего до нарушения
права, и пресечения действий,
нарушающих право или
- признания оспоримой
сделки недействительной и прим