Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:55, дипломная работа
Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.
Название: Таможенно-тарифное
регулирование в Таможенном союзе |
Дипломная работа на тему Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе Студентки V курса Игнотенко Елены Москва 2011 год
ВступлениеВ течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок. Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования. 2011 год станет вторым
годом осуществления таможенно- Актуальность темы исследования.
В современной мировой В настоящее время таможенно- Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета. Объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Теоретической и методологической
основой проведенного исследования
послужили труды ученых- При подготовке диссертации
использовались открытые материалы
Минэкономразвития и Теоретическая значимость результатов
исследования состоит в развитии
теории таможенной деятельности в части
формирования таможенно-тарифных мер
регулирования внешней Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи: • показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли; • выявить многообразие и эволюцию функций таможенного тарифа, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы; • уяснить связь между процессами глобализации, таможенно-тарифной либерализацией и упорядочением международной торговли на многостороннем и региональном уровнях; • определить современные масштабы и направления тарифной либерализации торговли и совершенствования ее таможенного администрирования; • раскрыть негативные аспекты либерализации, в том числе в связи с усилением криминализации международной торговли; • выявить новые тенденции и формы таможенного сотрудничества на многостороннем уровне. |
Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.
В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.[2]
Государственное
регулирование устанавливает
Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД.[3]
Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Основными целями государственного регулирования ВЭД являются:
· Обеспечение национальной экономической безопасности.
· Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.
· Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.
· Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.
· Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.
· Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.[4]
Главная
стратегическая задача внешнеэкономической
политики любой страны состоит в
обеспечении благоприятных
В
связи с этим во внешнеэкономической
политике реализуются два основных
ее направления: протекционизм и
либерализация
Исходя из стратегических целей и направлений внешнеэкономической политики решение тактических задач государственного регулирования ВЭД осуществляется на нескольких уровнях:
1.
наднациональном уровне, то есть
на основе двусторонних и
2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:
-
государственное регулирование
ВЭД по отраслям: предполагает
создание более благоприятных
условий для перспективных
-
государственное регулирование
ВЭД по регионам: предусматривает,
в частности, поддержку
государственное
регулирование ВЭД на уровне участников
- отдельных хозяйствующих
Органы регулирования можно разделить на органы общей компетенции и специальные. К первым относятся Президент, Федеральное собрание, Правительство России. Центральным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития и торговли, которое отвечает за разработку и проведение единой государственной социально-экономической политики в целом, определяет и разрабатывает эффективные методы развития экономики, организует и координирует инвестиционную политику, организует разработку и контролирует выполнение федеральных программ. В систему Министерства входят: Внешнеэкономические объединения, Всероссийская академия внешней торговли, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных в регионах. [6]В структуре Министерства важное место занимают торговые представительства за рубежом. Кроме того, регулирование некоторых вопросов находится в ведении таких органов, как Министерство финансов, Центральный банк, Министерство науки и технологий, Государственный таможенный комитет. К организациям, содействующим внешнеэкономической деятельности относится Торгово-промышленная палата и ее представительства за рубежом.
Торгово-политическое содействие государства развитию внешнеторговой деятельности. Мировая торговля, несмотря на постоянную тенденцию к все большей ее либерализации, не является рыночным механизмом, предполагающим абсолютную свободу участников. Имея многовековые традиции и обычаи, она представляет собой вполне определенное правовое пространство, в рамках которого можно действовать только при условии выполнения сложившихся правил. [7]
В настоящее время в мире существует множество союзов и организаций со статусом международных, региональных, отраслевых, которые заняты разработкой, совершенствованием торговых процедур, правил, типовых документов, а также осуществляют контроль за соблюдением установившегося порядка и согласованных совместных обязательств и требований. Помимо международных организаций регулирование торговых отношений осуществляется на двустороннем межгосударственном уровне, путем заключения межправительственных соглашений и протоколов.
Одной
из наиболее авторитетных и представительных
международных организаций
Целью
ВТО является проведение политики,
направленной на максимальную либерализацию
внешней торговли. Правилами ВТО
регулируется свыше 90 % объема мировой
торговли, а основа ее позиции –
это режим наибольшего
Антиподом либерализации является протекционизм – политика, направленная на защиту национального производства и рынка через систему таможенных барьеров, ограждающих национальных производителей от конкуренции с более дешевыми иностранными товарами на внутреннем рынке.
Либерализм во внешней торговле, напротив, направлен на стимулирование конкуренции, ограничение монополий, поскольку конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить на более энерго- и ресурсосберегающие технологии, снижать издержки, внедрять достижения технического прогресса, повышать качество производства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе