Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
- исследовать таможенно-тарифный механизм в современной России, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности;
исследовать нормативно-законодательную базу таможенно-тарифного регулирования;
- провести мониторинг мер тарифного регулирования, предпринимаемых Россией и иностранными государствами после мирового финансового кризиса;
- проанализировать современные направления совершенствования таможенно- тарифного регулирования в России;

Содержание

Введение……. ………………………….стр.2-4
Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России
1.1. Сущность, цели, функции и основные средства таможенно¬тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в
России ..стр. 5-8
1.2. Средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД ........ .стр. 8-23
1.3. Современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ..........стр. 23-27
Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития
2.1. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторг овой
безопасности стр. 28-31
2.2. Показатели применения тарифных средств регулирования ВЭД в
России после финансового кризиса .стр. 31 -32
Глава III. Проблемы и перспективы развития таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
3.1. Проблемы таможенно-тарифного регулирования .............стр. 33-34
3.2. Основные направления и планы, принятые в целях противодействия
негативным последствиям мирового финансового кризиса стр. 34-38
Заключение .стр. 39
Список используемой литературы .стр. 40-41
Приложение ....стр. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Ксю.doc

— 120.09 Кб (Скачать файл)



Кафедра «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Экономика таможенного дела»

На тему:

 «Тарифные  методы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012г

Введение……. ………………………….стр.2-4

Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России

  1. Сущность, цели, функции и основные средства таможеннотарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в

России   ..стр. 5-8

  1. Средства таможенно-тарифного регулирования ВЭД ........ .стр. 8-23
  2. Современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России ..........стр. 23-27

Глава II. Анализ таможенно-тарифных средств регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе развития

  1. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение внешнеторг овой

безопасности стр. 28-31

  1. Показатели применения тарифных средств регулирования ВЭД в

России после финансового кризиса    .стр. 31 -32

Глава III. Проблемы и перспективы  развития таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности в России

  1. Проблемы таможенно-тарифного регулирования .............стр. 33-34
  2. Основные направления и планы, принятые в целях противодействия

негативным последствиям мирового финансового кризиса   стр. 34-38

Заключение   .стр. 39

Список используемой литературы    .стр. 40-41

Приложение ....стр. 42

 

Введение

Одна из главных задач, стоящих  перед странами с переходной экономикой, - это усиленная интеграция в мировое экономическое пространство. Для решения этой задачи необходимо осуществить комплекс мер, среди которых важное место занимает совершенствование механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на основе пересмотра действующей нормативно-правовой базы, применения передовых технологий и соответствующего изменения практики.

Мировая практика свидетельствует, что  таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности является одним из основных рычагов воздействия на экономику любой страны. Таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее собственных масштабов, положений в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Государственное регулирование ВЭД  осуществляется различными методами, из которых тарифные методы занимают важнейшее место. Они базируются на использовании экономических инструментов торговой политики - таможенных пошлин. При использовании таможенных пошлин государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную самостоятельность. Этот инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в большей степени соответствует природе рыночных отношений и потому играет главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенно-тарифного' регулирования в современной экономической жизни. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России с другими государствами.

Тарифные средства регулирования - это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе

 

производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных  производителей к конкурентной борьбе

Объектом исследования моей курсовой работы является совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования, установленных в  соответствии с национальным законодательством  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Целью работы является исследование механизма таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:

  • исследовать таможенно-тарифный механизм в современной России, как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности;

исследовать нормативно-законодательную  базу таможенно-тарифного регулирования;

  • провести мониторинг мер тарифного регулирования, предпринимаемых Россией и иностранными государствами после мирового финансового кризиса;
  • проанализировать современные направления совершенствования таможенно- тарифного регулирования в России;

Курсовая работа состоит  трех глав.

В первой главе рассмотрены  сущность, цели, функции и основные средства таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности, средства таможенно-тарифного регулирования  ВЭД, а также современное законодательство в сфере таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности в России.

Во второй главе проанализированы меры тарифного регулирования внешнеэкономической  деятельности в современных условиях после мирового финансового кризиса. Выявлены основные направления, пакеты мер и планы, принятые ведущими государствами, союзами государств, а также рядом  международных организаций по реализации антикризисной программы в целях  противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса.

В заключительной главе курсовой работы рассмотрены основные направления  совершенствования тарифного регулирования  ВЭД в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Механизм таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России

           1.1. Сущность, цели, функции и основные средства и таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

 

В Российской Федерации государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности основывается на сочетании  экономических (таможенно-тарифных и  финансовых) и административных методов  воздействия.

Исторически сложилось, что  приоритетным направлением регулирования  ВЭД является применение экономических  мер, среди которых центральное  место занимает таможенный тариф.

Таможенно-тарифное регулирование  является одним из основных методов  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанное на применении мер экономического воздействия, которые  способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и  импорта.

Под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которого лежит ценовой  фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении  товаров через таможенную границу  РФ.

Таможенные тарифы и пошлины  являются основным инструментом торговой политики государства. Таможенный тариф  может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие

таможенного тарифа полностью  совпадает с понятием таможенной пошлины.

Таможенные тарифы как  инструмент торговой политики используются с начала XVIII в. Несмотря на многократное снижение пошлин, проведенное после Второй мировой войны, таможенные тарифы играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли, воздействуя на объем и структуру импорта.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (в редакции Федерального закона № 144-ФЗ) основными целями тарифной политики являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
  • защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • облегчение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Тарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, реализуемые с помощью таможенных пошлин, выполняют важную экономическую роль: 

а) ценообразующего фактора (импортная пошлина удорожает внутреннюю цену товара, экспортная - цену экспортируемой продукции на внешнем рынке);

  б) инструмента торговой политики (на позитивные торговые отношения возможность предложить благоприятные условия, и наоборот); в) источника пополнения доходов государственного бюджета (во Многих странах оказывающего существенное влияние на внутреннее экономическое положение).

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством  и потерей в стране рабочих мест. Потребность в защите отечественного товаропроизводителя связана с тем, что на мировом рынке существуют поставщики товаров, более конкурентоспособные, чем отечественные производители, в силу ряда причин. В любом государстве есть отрасли и предприятия, нуждающиеся в защите от чрезмерной иностранной конкуренции. Представители бизнеса в конечном счете добиваются от правительства установления высоких импортных пошлин, когда это отвечает и общенациональным интересам. Чтобы совместить национальную экономику с мировым хозяйством посредством обмена и уровнять внутренние и мировые цены, необходимо разумно дозировать поступление иностранных товаров на внутренний рынок, особенно готовых изделий.

 

2) В последние десятилетия в связи с проблемами по наполняемости бюджета меры таможенно-тарифного регулирования выполняют фискальную функцию. Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат одним из источников поступлений финансовых средств в государственный бюджет. Если оценить значимость таможенного тарифа России в части формирования государственного бюджета за период с 2008 г. до 2015 г. включительно, можно увидеть, что доля от уплаты таможенных платежей в доходную часть бюджета постоянно увеличивается.

Но в настоящее время  в условиях мирового финансового  кризиса данные, опубликованные ФТС показывают, что провал в импорте и экспорте в первый месяц 2011 года побил все рекорды. В январе 2011 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в федеральный бюджет на 28% меньше, чем в январе 2010 года,— 196,7 млрд. руб., что номинально соответствует перечислениям января 2009 года. Рекордно низкие сборы таможенников обеспечены не только низкими ценами -на нефть, но и сочетанием всех возможных негативных факторов: от российско-украинской газовой войны в январе до управляемой девальвации рубля, проводимой ЦБ.

  1. Импортный тариф - это инструмент сбалансирования торгового и платежного баланса страны. В целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса государство может ограничивать количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту.

Информация о работе Тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: мировая практика использования