Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:49, курсовая работа
История политических учений одна из ключевых тем не только во всемирной политологии, но и в системе общественных наук в целом, это огромнейший опыт, который имеет свои отклики и в наше, современное время. Этот удивительный опыт заключает в себе решения, которые протягивают руку ученным нашего времени, позволяя сравнить изыскания и суждения современности с практикой прошлого, с прошлыми идеями и убеждениями.
Наряду с божественной идеологией происхождения власти и государства, сложившейся на древнем Востоке, постепенно начинаются зарождаться и основы политической философии в Древней Греции и Риме.
Введение
Глава 1. Государство Платона – основные аспекты
Глава 2. Значение труда философа для развития знаний в области государства и права
Заключение
Список литературы и источников
В 428 году до нашей эры в городе афины родился Аристокол, который в будующем войдем в историю под именем Платон. Надо отметить, что платон-это прозвще, которое молодой человек получил за очень мощное и развитое телосложение (переводе с греческого Платон означает «широкоплечий»). Платон воспитывался в семье, в которой парили идеи и идеалы греческой демократии, что в дальнейшем и определило его мировоззрение. Основательную и , наверное, самую надежную и точную информацию о жизни Платона можно найти в его собственном VII письме, где он пишет что уже с ранней молодости его интересовали основы.
Содержание
Введение
Глава 1. Государство Платона – основные аспекты
Глава 2. Значение труда философа для развития знаний в области государства и права
Заключение
Список литературы и источников
ВВЕДЕНИЕ
История политических учений одна из ключевых тем не только во всемирной политологии, но и в системе общественных наук в целом, это огромнейший опыт, который имеет свои отклики и в наше, современное время. Этот удивительный опыт заключает в себе решения, которые протягивают руку ученным нашего времени, позволяя сравнить изыскания и суждения современности с практикой прошлого, с прошлыми идеями и убеждениями.
Наряду с божественной идеологией происхождения власти и государства, сложившейся на древнем Востоке, постепенно начинаются зарождаться и основы политической философии в Древней Греции и Риме.
Древняя Греция имеет ряд принципиальных отличий от стран Востока, и прежде всего это-ландшафт. Благодаря гористой местности каждый крупный населенный пункт был хорошо защищен от врагов самой природы, и таким образом в этом замкнутом пространстве начинала активно развиваться общественно-политическая жизнь, участие граждан в правлении. Все эти факторы постепенно и начинают формироваться в еще одно отличие- это, безусловно, греческий полис. Нужно отметить, что именно от этого слова в будущем и произойдут многие политические понятия( политика, политическое знание и т.д.).
Можно выделить несколько черт в развитии политической идеи и мысли в Греции:
В античности знания о политике существовали в философской форме. Наиболее существенный вклад в развитие политической власти внесли древнегреческие философы Платон, а так же и его ученик Аристотель.
На протяжении всего существования человечества вопрос о политическом устройстве общества был одним из сложнейших и остается актуальным и в наши дни. Многие философы, политические деятели пытались ответить на этот вопрос, предлагая собственную форму и модель «идеального государства». Одни считали, что государство должно отличаться жесткостью, быть сильным, боеспособным и с развитой экономикой, которая и являлось бы двигателем развития, другие были убеждены, что государство должно существовать для человека и никак иначе. Но предлагая всевозможные новые формы политического и гражданского устройства общества, они подняли и новую общественную проблему-проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. В трактате «Государство» Платон и пытается ответить на эти поставленные проблемы и вопросы.
Перед тем как непосредственно переходить к этой работе, хотел бы отметить тот интересный факт, что все общественно-политические работы великого мыслителя написаны в необычной форме- форме диалога между Сократом и его менее известными последователями, например Кефалом.
В своих произведениях Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, либо как принято называть - утопию [18].
Глава 1. Государство Платона – основные аспекты
Для характеристики значимости платоновской философии для мировой культуры, можно воспользоваться высказыванием Гейгеля: «Платон принадлежит к всемирно-историческим личностям, его философия представляет собою одно из тех всемирно-исторических творений, которые, начиная со времени их возникновения, оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход ее развития» [4]. Действительно, именно Платон был первым, кто разработал концепцию совершенного нового общественного и политического уклада общества, а влияние , которые оказали его идеи на последующее развитие политической мысли сложно переоценить.
Платон восхищался политическим устройством Древнего Египта, его «пленил» и поражал кастовый строй невозможность перехода человека из одной касты в другую. Все эти черт нашли свое отражение и воплощение его теории о справедливости. Платон не вкладывает в это понятия сглаживание или полную отмену этих каст, классов, и конечно он не вкладывает в это понятие равноправие граждан различный классов. В своем идеальном государстве он пытается не допустить сглаживание различий классов, он пытается не допустить выполнение одной функции люде одной группы людьми совершенно другого класса. Он характеризует справедливость как доблесть, которая не допускает возможность такого смешения. Наименьшей проблемой государства, по мнению Платона, было бы смешение специальностей внутри одной группы, скажем, если бы сапожник начал выполнять работу плотника или наоборот. Но было бы просто губительно, если плотник или сапожник решил бы заняться воинским делом или управлением государством
Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.
Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующие товары. В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для государства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не только для внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередь возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелких торговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов. Платон считает необходимым также специальный разряд обслуживающих наемных работников, продающих свои услуги за плату. Указанными разрядами специализированного общественного труда исчерпываются работники, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению. Все эти разряды, вместе взятые, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеального государства.
Высшими классами в учениях мыслителя являются воины (стражи) и правители (философы), класс, выделенный в значении профессиональной деятельности – ремесленники. Государством у Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Что касается правителей - участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта - знание теней, теней в пещере, где они сидят спиной к истинной прекрасной жизни. Только мудрецы-философы могут избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей, постичь его, и с этих сверхчувственных позиций рассматривать все человеческие дела. [15]
Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что он не в состоянии доказать возможности устроения такого государства. Однако, по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене... и тогда преобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствах не будут царствовать философы, либо т.н. нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино - государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство. ... Людям трудно признать, что иначе невозможно ни личное их, ни общественное благополучие». Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами. Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и право исследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремя основными классами государства. «Если в душе вновь родившегося окажется «медь» или «железо», его надлежит без всякого сожаления или снисхождения прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родится младенец с примесью «золота» или «серебра», то он должен быть причислен либо к классу правителей, либо к классу воинов». [9]
Что касается самого устройства государства, для Платона важно было строго отделить высшие классы от низшего. Что же касается вопроса о том, каким образом работники специализированного труда должны подготавливаться к квалифицированному выполнению своих функций, то в подробности его Платон не входит. Все его внимание сосредоточено на воспитании воинов (стражей), на определении тех условий их деятельности и существования, которые закрепляли бы свойства, порожденные в них воспитанием. Укреплению идеального государства должна служить строгая система воспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную и физическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математики - обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способные могут обучиться диалектике, после овладения которой, они переходят в другую профессиональную группу - философов-правителей.
Весьма важна для жизни и благополучия общества потребность в специалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов работников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества, особый класс. Выделение воинов в особую отрасль общественного разделения труда необходимо не только ввиду важности их профессии, но и в силу особой ее трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, и специальных знаний, специального опыта.
Платон постулирует для своего утопического государства полное якобы единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.
Полная обособленность классов платоновского утопического государства сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянное местопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая и действуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всех восставших против установленного порядка, а также легко отражать нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.
В платоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип исследования отрицательных типов государств. Платон вывел, будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей. Поэтому устроители наилучшего государства должны не только позаботиться об организации правильного воспитания именно воинов-стражей, но и установить такой порядок общежития, при котором устройство жилищ и права на имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими воинской службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего класса и других классов общества. Согласно Платону основная черта этого порядка - лишение воинов права на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работников производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом. Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег. Для стражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождения детей, семья для них в сущности невозможна. Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех стражей. Можно сказать что, для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве.