Законность и ответственность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение принципов законности и ответственности в государственном управлении.
Задачи курсовой работы:
1. Определить сущность ответственности и законности в государственном управлении;
2. Проанализировать виды ответственности и определить способы обеспечения законности в Казахстане;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что  необходимым условием укрепления и развития социалистического общества является соблюдение законов всеми гражданами, должностными лицами, организациями. Законность и правопорядок – неотъемлемые элементы демократии.

Цель курсовой работы является определение принципов законности и ответственности в государственном управлении.

Задачи курсовой работы:

  1. Определить сущность ответственности и законности в государственном управлении;
  2. Проанализировать виды ответственности и определить способы обеспечения законности в Казахстане;
  3. Проанализировать законодательную базу Казахстана

      Практическая  значимость курсовой работы состоит  в том, что изучение понятия  законности и ответственности поможет осознать значимость их в государственном управлении страны.

Обеспечение установленных  законом обязанностей, равно как  и осуществление прав, обусловлено, прежде всего, высокой сознательностью  граждан, должностных лиц государственного аппарата. Но пока существует государство и право, необходимо принуждение по отношению к тем, кто не подчиняется закону. Важным инструментом такого принуждения является юридическая ответственность и законность. Неотвратимость ответственности за нарушение норм права – необходимое условие законности, воспитания граждан, должностных лиц в духе подлинного уважения к закону.

Исполнению обязанностей корреспондирует защита и осуществление  субъективных прав, принадлежащих гражданам  и организациям в государстве. В юридической литературе последних лет много внимания уделяется проблемам юридической ответственности. В ряде монографических исследований эти проблемы подверглись глубокой разработке.

Законность - фундаментальная  категория всей юридической науки  и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

В недалеком прошлом  отечественная наука анализировала  законность преимущественно в аспекте  требования всеобщего уважения к  закону и обязательного его исполнения всеми субъектами.

Требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование, находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к  работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей  правовых предписаний и их последующему наказанию.

В курсовой работе законность будет рассматриваться со следующих позиций:

- понятие и содержание  законности;

- основные требования  и принципы законности;

- способы обеспечения  законности в государственном  управлении;

Особая роль в осуществлении  государственной власти принадлежит

государственному аппарату. На него  возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан. Сегодня от качества работы государственного аппарата, компетентности, добросовестности, честности его должностных лиц зависят судьбы миллионов людей.

Преодолеть противоречие между личными интересами должностных  лиц и требованиями должности, предъявляемыми государством и гражданским обществом, способна ответственность в государственном управлении. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.

Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима  без четко установленных мер  ответственности отдельных ее элементов. В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве такой обратной связи выступает социальная ответственность. Однако, социальная ответственность - это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоком является  юридическая ответственность.

В курсовой работе ответственность будет рассматриваться со следующих позиций:

1) Ответственность как общественное понятие;

2) Ответственность в государственном и муниципальном управлении;

3) Анализ юридической ответственности;

Объектом исследования являются государственные процессы управления связанные со становлением и развитием законности и ответственности в Казахстане.

Предмет исследования - системы  взаимоотношений и взаимосвязей, которые складываются и развиваются  в результате формирования, распределения, перераспределения и использования  законов, механизмы  их функционирования и регулирования; виды ответственности, закономерности, тенденции и противоречия, становления и развития ответственности в Казахстане.

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЗАКОННОСТИ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

    1. Ответственность как общественное понятие

 

Ответственность — явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты. Как общественное отношение  она имеет довольно сложную структуру  и раскрывается прежде всего во взаимосвязи, взаимодействии одной личности с другими личностями, личности с коллективом и обществом.

В самом общем виде ответственность представляет собой  отношение, обеспечивающее интересы и  свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом  и государством.

Она формируется на основе последовательного взаимодействия трех составных частей:    

- сознания долга,

- оценки поведения,

- наложения санкций.

 Ведущим элементом  в ответственности выступает  оценка решения, действия гражданина, коллектива, органа или другого  компонента общественной системы с точки зрения признанных и действующих идеалов, принципов, норм и пользы для общественного развития. Результат соответствующей оценки может быть как позитивным, при котором действия того или иного компонента оцениваются положительно и поощряются, ставятся в пример, распространяются, популяризуются, так и негативным, ведущим к тому, что виновник подобных действий претерпевает определенные неблагоприятные последствия (санкции). Ответственность поэтому нельзя сводить только к санкциям в виде взысканий и наказаний. Она - шире и социально более значима.

В отношениях ответственности  можно выделить внутреннее и внешнее  выражения. В первом случае гражданин  самоосознает свои социальные взаимосвязи  и приводит их в соответствие с  общественными интересами. Внешнее отражение ответственности состоит во взвешивании и оценке поступков и действий со стороны других людей, коллективов и общественных институтов. Ответственность влияет на многие человеческие проявления и применять ее можно только по отношению к человеку. Государственно  не способно отвечать, оно управляет  лишь через человека и благодаря его усилиям.

Ответственность влияет на сознание человека, заставляет его  подвергать анализу и внутренней оценке свои мысли, мотивы, установки, поведение и деятельность. Несение ответственности почти всегда создает серьезную психологическую нагрузку.

Ответственность содержит в себе: предпосылки ответственности, ее предмет, содержание и меру.

Предпосылки ответственности  обусловлены потребностями общества (государства), граждан в поддержании определенного уровня и качества общественных отношений, поведения и деятельности людей. Такие потребности находят воплощение и закрепление в нормативных системах общества и главным образом в законодательстве. Важным элементом ответственности выступает ее предмет: отвечать всегда нужно за что-то. Например: юридическая ответственность наступает за совершение правонарушений, политическая — за отклонение от согласованных политических целей, программ и других документов, нравственная — за аморальные проступки. Содержание ответственности раскрывается в действиях, направленных на обеспечение должных и наиболее целесообразных социальных связей.

Мера ответственности  связана с пониманием личностью  социальных последствий своих действий и поступков, ее волевым отношением к ним (вина). Величина меры ответственности зависит от социальной значимости "охраняемых" общественных отношений, оказываемого человеку общественного доверия, уровня развития личности, осознания ею социальной весомости совершенных поступков и действий. В общем ответственность проявляет себя в виде системного социального образования, элементы и стороны которого взаимосвязаны друг  с другом.

В государственном управлении вышеназванные черты отношений  ответственности приобретают особый характер, поскольку в нем очень многие поступки и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей. (7, ст.50)

Для того чтобы существовала искомая полноценность отношений  ответственности, необходимо создание и разумное использование ряда условий:

во-первых, постоянное и  активное совершенствование организации  и функционирования системы государственного управления, особенно форм, методов  и других элементов демократии в  нем;

во-вторых, улучшение  нормативного регулирования разнообразных управленческих взаимосвязей.

в-третьих, значение и  возможности системы стимулирования, которая традиционно недооценивается  как условие формирования отношений  ответственности. Еще вытекает  такой  аспект ответственности в государственном управлении, как его полнота. Участие в управлении — это важнейшее политическое дело, которое могут вести только достойные люди. Поэтому, когда в управлении имеет место сознательное, тем более умышленное, нарушение принципов и норм законов, то отвечать следует сполна — по всем политическим, нравственным, юридическим и другим взаимосвязям. Нужно иметь в виду и следующее: чаще всего ответственность в управлении применяется тогда, когда совершаются неблаговидные или противоправные действия, но довольно редко отношения ответственности возникают при совершении действий, когда не были приняты возможные и необходимые управленческие решения.

Ответственность в управлении имеет свой характер, что и должно отражаться во всех ее проявлениях, в  том числе и в полноте охвата ею специфических аспектов управления.

 

 

    1. Ответственность в государственном и муниципальном управлении

 

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность  своих действий. При сомнениях  в правомерности полученного  для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет действий, которые относятся к уголовно наказуемым деяниям. Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Государственные служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут соответственно уголовную, административную, материальную ответственность на основаниях и  в порядке, установленных законами Республики Казахстан.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности. 

Ответственность органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления, контроль над  их деятельностью служат — обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

Так, органы и должностные  лица местного самоуправления несут  ответственность:

а) перед населением;

б) перед государством;

в) перед физическими  и юридическими лицами.

Формы государственного и общественного контроля деятельности местного самоуправления,  обеспечивающие защиту интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, являются в то же время необходимым условием реализации норм муниципального права, устанавливающих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Первоочередность закрепления  ответственности органов и должностных  лиц муниципального управления перед  населением — основным субъектом властеотношений на территории муниципального образования — основана на сущности местного самоуправления как формы народовластия. Поэтому санкции при реализации этого института ответственности перед населением носят в основном конституционно-правовой характер.

Ответственность органов  и должностных лиц перед населением наступает в результате утраты доверия населения, порядок и условия ответственности определяются уставами муниципальных образований.

Позитивная ответственность  должностных лиц реализуется  в форме регулярных отчетов о  работе перед избирателями (для депутатов и иных-выборных лиц), перед главой, муниципального образования, руководителями структурных подразделений (для муниципальных служащих).

Информация о работе Законность и ответственность в РК