Исследование региональной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявить особенности молодёжной политики на региональном уровне.
Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:
изучить понятие и сущность молодежной политики;
раскрыть функции региональной молодежной политики;
рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики на региональном уровне;
проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Забайкальского края.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретические основы молодёжной политики
1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы
1.2 Нормативное регулирование молодежной политики
Глава 2. Практика реализации региональной молодежной
политики на примере Забайкальского края
2.1 Реализация государственной молодёжной политики в Забайкальском крае.
2.2 Характеристика долгосрочных целевых молодежных программ
Забайкальского края
Заключение.
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО « Бурятский государственный университет»

Факультет экономики и управления

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине  « Основы государственного и муниципального управления»

на тему: «Исследование региональной молодежной политики (на примере Забайкальского края)»

 

 

 

                                                                     Выполнила : студентка 2 курса   

                                                                     группы 11110(з)     Кирилюк Т.А.

                                                                     Проверил: Тулохонов О.С.

                                                 

                                                                                                                                                                 

 

 

                                                          Улан-Удэ

2013

Содержание.

Введение

Глава1.Теоретические основы молодёжной политики  
 1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и  принципы

1.2 Нормативное регулирование  молодежной политики

Глава 2. Практика реализации региональной молодежной

политики на примере Забайкальского края

2.1 Реализация государственной молодёжной политики в Забайкальском крае.

2.2 Характеристика долгосрочных  целевых молодежных программ

Забайкальского края

Заключение. 
Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность темы исследования. Вопросы формирования и реализации молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российского общества. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая его часть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества.

У нового поколения усиливаются такие качества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, которая должна перейти и уже переходит в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Негативные и позитивные тенденции в становлении и развитии молодежи на современном этане чрезвычайно актуализируют проблему молодежной политики. Молодежь — та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Современный этап государственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска и накопления нового социально-политического опыта ее формирования и функционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах предопределило современную региональную молодежную политику, реализацию программ и мероприятий обращенных к молодому поколению того или иного региона. Между тем, проведение эффективной молодежной политики в регионе невозможно без фундаментальной теоретической базы и методологических оснований, которые в настоящий момент только складываются и находятся в стадии разработки. Все это делает более актуальным исследование региональной молодежной политики.

Степень изученности темы. Результаты изучения литературных источников и конституционно-правовых актов свидетельствует о том, что в обществе всегда осуществляется молодежная политика. Она привлекает внимание философов, социологов, политологов, историков и юристов. Их труды посвящены определению места, роли, сущности, этапам становления региональной молодежной политики.Необходимость исследования конституционно-правовых основ государственной молодежной политики объясняется тем, что в Конституции РФ прямо не определены права молодежи, а они вытекают из общих прав человека и гражданина.

Более того, впервые в РФ термин «молодежь» был определен в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», а лица в возрасте от 14 до 30 лет отнесены к числу молодежи Постановлением Верховного Совета РФ в 1993 году в Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации.

При разработке конституционно-правовых основ гocyдарственной молодежной политики учитывались концептуальные основы общей теории права, правовой политики, конституционного права, муниципального права, прав граждан, содержащиеся в трудах С.А. Авакьяна, В.И. Абрамова,

M.B. Баглая, О.В. Кузнецовой, В.О. Лучина.

Проблема исследования – состоит в противоречие между ученым:

1)  Не достаток информации.

2)  Внедрение технологической базы.

3)  Отсутствие способов управленческой деятельности.

 

Объектом изучения является региональная молодежная политика.

Предметом изучения являются процессы реализации молодежной политики на региональном уровне.

Целью работы является выявить особенности молодёжной политики на региональном уровне.

Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:

  • изучить понятие и сущность молодежной политики;

  • раскрыть функции региональной молодежной политики;

  • рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики на региональном уровне;

  • проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Забайкальского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы молодёжной политики. 
     

1.1 Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и  принципы

 

  
     Существующая  в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция (биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем новых гражданских устремлений, нового политического качества. Неотягощенная прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и больше готова к политическим новациям. 
     Мировые сообщества, начиная с 1950-60х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит  Организации Объединенных Наций. В 1965 г. ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении  среди молодежи идеалов мира, взаимного  уважения и взаимопонимания между народами"; в 1985 г., объявленном Международным  годом молодежи, были одобрены "Руководящие  принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих  последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята Всемирная  программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам. 
     В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики - рассмотреть активное участие  молодежи и молодежных организаций  в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. Основываясь на этом положении, в  развитых европейских странах (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, государства Скандинавии  и др.) реализуется эффективная  государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое  привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных  органов в решении проблем различных категорий молодежи. 
     В Российской Федерации на сегодняшний  день существует большое количество министерств и ведомств, которые  в той или иной степени принимают  решения о судьбе молодого поколения. Однако не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации  и единого центра позволяет рассмотреть  реализацию молодежной политики в стране через анализ деятельности всех государственных  органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения. 
     Именно  молодежь в сложившейся социально-экономической  обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным  и экстремистским идеям. Есть смысл  говорить о  необходимости воздействия   на молодое поколение с целью  формирования физически и морально развитого индивида. 
     Молодёжь  характеризуется теми общественными  отношениями и общественными  формами, которые определяют её как  самостоятельную социально-демографическую  группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой  её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую  она занимает в процессе воспроизводства  социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать  сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.  
     Молодежь - это социально-демографическая  группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. 
     Говоря  о молодежи, чаще всего происходит ориентирование на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что  понятие "молодежь" включает в  себя не только хронологические и  биологические, но и социально-психологические  характеристики. Кроме того, даже при  попытке определить возрастные рамки  молодежи возникнут проблемы, так  как границы молодежного возраста подвижны и зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий  жизни людей, менталитета и традиций того или иного общества. Развитие человечества и увеличение общей  продолжительности жизни внесли свои коррективы в возрастные границы  понятия "молодежь". 
     Различные авторы дают свои границы молодежному  возрасту, но  большинство  все же склоняются к возрастному промежутку в 14-30 лет.  
     Важнейшей целью современной России является обеспечение  своей 

глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития. Молодое поколение выполняет  особые социальные функции, которые  никто другой выполнить не может. Всего выделяют от трех до десяти функций, здесь представлены основные, которые  актуальны в РФ. 
     а) молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства  и формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. 
     б) молодёжь имеет собственные цели и интересы. 
     в) молодёжь отличает несформированность духовно-нравственных, ценностных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что  увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных  решений. С другой стороны, вступая  в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. 
     г) молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической  инициативы, ей также присуще неполное включение в существующие социально-экономические  и политические отношения. 
     д) молодёжь является социальным слоем  общества, который с одной стороны  является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником увеличения социальной напряжённости. 
     В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться  фактором как ускорения, так и  торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько  молодёжь:

знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы; 
обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения поставленных задач; 
обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны .

 

     С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число  актуальных задач наравне с программами  о социально-экономическом развитии. По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно  прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень  рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда  нации, что, в свою очередь, может  составить угрозу для национальной безопасности страны. Реализация эффективной  молодежной политики в государстве  невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия "молодежная политика". 
     Понятие "политика" в переводе с греческого означает "государственные дела", "искусство управления государством".Р. Арон определяет политику как "программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой  людей по отношению к одной  проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом". Понятие "политика" является родовым по отношению к понятию "молодежная политика". В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений . 
     В "Основных направлениях государственной  молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I содержится следующее определение: "Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека" . 
     Государственная молодежная политика - это важнейшее  направление деятельности государства. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи. 
     Государственная молодежная политика - одно из специфических  направлений деятельности законодательных  и исполнительных органов власти с целью реализации творческого  потенциала молодежи и успешного  вхождения ее в самостоятельную  жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. 
     Объектом  государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан  и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также  молодежные объединения. 
     К ее субъектам относятся государственные  органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также  сами молодые граждане. 
     Система становления и реализации государственной  молодежной политики представляет собой  специальное законодательство о  государственной молодежной политике, государственное регулирование  молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики, формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На муниципальном уровне происходит реализация муниципальной молодежной политики. 
     Координируют  и направляют усилия всех государственных  и внеправительственных организаций  в решении молодежных проблем  Комитет по делам молодежи при  Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ. 
     В поле их деятельности находятся следующие  основные проблемы: занятости молодежи, в том числе выпускников учебных  заведений и демобилизованных военнослужащих; включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе  предпринимательство и фермерство; формирования системы социальных служб  для индивидуальной работы с подростками  и молодежью; профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков. 
     Основными целями государственной молодежной политики являются:

содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи; 
недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу; 
создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; 
расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха; 
реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи;

 

     Государственная молодежная политика в Российской Федерации  основывается на конституционных гарантиях  равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении  молодежи осуществляется на некоторых  принципах. Принцип участия: привлечение  молодых граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом. Принцип социальной компенсации: обеспечение  социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для  восполнения обусловленной возрастом  ограниченности их социального статуса. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому  развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной  жизни. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам  по равнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.  
     Социальное  назначение систем информационного  обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и  законных интересов, выбору профессии, видов учебы, трудоустройству, организации  отдыха, решению бытовых вопросов. 
     Работа  по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется  несколько лет рядом федеральных  ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и  при участии молодежных и детских  общественных объединений, научных  коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых  людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети . 
     В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной  частью государственной политики с  четкой структурой и тесным взаимодействием  составляющих. И каким бы ни был  Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени  должен опираться на следующие теоретические  предпосылки:

Информация о работе Исследование региональной молодежной политики