Конституционно-правовой статус светского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение взаимоотношений церкви и государства.
Задачами дипломной работы являются:
• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
• анализ содержания и существенных признаков светскости

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 1.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий. В духовной жизни общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.

Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.

Тема «церковь и государство» на сегодняшний день очень актуальна, так как нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, да и общая направленность к достижению материального, пытаются изменить и исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек.

Государство и церковь существовали, существуют и, по-видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.

А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

Целью дипломной работы является рассмотрение взаимоотношений церкви и государства.

Задачами дипломной работы являются:

• конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости  государства;

• анализ содержания и существенных признаков светскости;

• системное исследование норм российского законодательства, определяющих  Российскую Федерацию как светское государство;

  • определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации;

• изучение процессов развития светскости государства, динамики формирования и развития правового обеспечения светскости государства и ее понимания в конституционном праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основная часть
    2. Конституционно-правовой статус светского государства
      1. История взаимоотношения государства и религии

В истории взаимоотношений политики и религии, можно выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и религии:

1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя;

2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имеламесто в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковной;

3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, принезависимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя;

4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде [8].

    Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как быотходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества [9].

Ситуация, когда, наоборот, церковь стремится к доминированию, ведет к неизбежной борьбе светской и церковной власть за верховную роль. Именно такая борьба имела место в средневековой Европе, и окончилась победой национальной государственной политики над всеевропейским като-лическим владычеством [9].

Можно выделить три основных исторических типа отношений церкви и государства:

1. Верховенство государственной  власти над церковной. Так, например, в XIV в. по приказу французского  короля Филиппа IV резиденция римских  пап была перенесена в город  Авиньон, располагавшийся на территории  Франции, папство использовалось  французскими монархами в политических целях. Этот период, длившийся с 1309 по 1377 гг., носит название «Авиньонское пленение»;

2. Подчинение государства  церковным учреждениям. В традиционных  исламских государствах мусульманское  духовенство выполняло светские  функции, полностью контролируя политическую сферу;

3. Взаимное невмешательство  государства и церкви. Такая ситуация  характерна для большинства стран современной Западной Европы [12].

Если рассматривать христианский подход к отношениям церкви и государства, то можно сказать, что согласно христианской позиции, церковь не должна заниматься управством гражданских дел, ибо подобные тенденции в целом могут привести к регрессу общественных отношений и негативно сказываться на самой церкви.

Если принять за отправную точку цепочки умозаключений мнение, то для государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать религию. 

Для того, чтобы нравственное начало могло оказывать свое позитивное влияниена политические отношения, необходимо, чтобы религия была независима от государства, ибо религия может существовать только самостоятельно, так как без этого она перестает быть самой собой и перестает рождать ту высокую этику, из-за которой она и дорога государству [3].

Отсюда логически напрашивается вывод об отделении церкви от государства, но отделении не абсолютном, а о таком способе взаимоотношений церкви и государства, когда государство не берет на себя излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность задействия церкви. В свою очередь церковь тоже не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих специфических функций [3].

Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства, поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает действовать на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством. Наиболее полно это реализовалось в последние годы существования самодержавной России, когда заимствованный ей византийский принцип равноправия двух властей вел к укреплению государства, так как они не боролись между собой, а создавали и укрепляли взаимный авторитет. Подобные взаимоотношения позволяют реализовать идею господства нравственного идеала, так необходимого обеим сторонам, без каких-либо болезненных взаимных уступок.

Таким образом, современное светское государство в России характеризуется следующими признаками, которые вытекают из норм действующего законодательства, а именно:

1.    Отделение религиозных объединений от государства;

2. Существование определенных форм взаимодействия между государством и религиозными объединениями для решения задач, представляющих социальную значимость;

3.    Отсутствие государственной или общеобязательной религии;

4.    Равенство религиозных объединений перед законом;

 5.    Свобода совести;

6.   Равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям [3].

В основе взаимоотношения политики и религии, как и в основе взаимоотношений любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие, или же, противоречие отдельных аспектов этих сфер.

Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируется все религии, тесно связанные понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства.

В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания [10].

Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в конечном счете, имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимодействуют друг на друга. Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога, религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь - наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства) [13].

Роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.). На протяжении всей истории всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество. Однако не стоит обольщаться, думая, что жрецы обманывали народ, заставляя приносить дорогие жертвы богам и правителям, или оправдывали политику главы государства, прибегая к авторитету богов. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени [13].

С наступлением Нового времени роль религии в жизни общества стала уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это обусловили объективные законы общественного развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих открытий. Именно в это время стал рождаться миф о противоборстве между наукой и религией. Роль религии в жизни общества стала приближаться к современному положению. При сохранении тенденции дальнейшего распространения, религия утратила свое влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций секуляризма - отделение церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не подвергаясь существенным изменениям, сохранилась и до нашего времени [17].

Необходимо остановиться на некоторых функциях, которые реализует религия по отношению к политике:

1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осаждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу;

2. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики;

3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей;

4. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим) [8].

Результат осуществления этих функций обуславливает наличие соответствующего направления религии на политику.

Кроме того, религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента.

Информация о работе Конституционно-правовой статус светского государства