Контрольная работа по "Праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Это - толкование, которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, "буквальной" в языковом отношении проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм, изложенных в тексте нормативного документа.

Содержание

1 Прокомментируйте ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации, используя грамматический способ толкования

3
2 На основе анализа положений главы 4 Конституции РФ обоснуйте место Президента РФ в системе разделения властей

5
3 На основе анализа положений главы 3 Конституции РФ охарактеризуйте особенности государственного устройства нашей страны


14

Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

государство и право.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Прокомментируйте  ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации, используя грамматический способ толкования

 

    3

2 На основе анализа положений главы 4 Конституции РФ обоснуйте место Президента РФ в системе разделения властей

 

    5

3 На основе анализа положений главы 3 Конституции РФ охарактеризуйте особенности государственного устройства нашей страны

 

 

  14


Список использованной литературы                                                                   24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ  Ч.2 СТ.4 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЯ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ  ТОЛКОВАНИЯ

 

     Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

     Это - толкование,  которое основывается на данных грамматики, лексики, наук филологического цикла. Его суть заключается в тщательной грамматико-синтаксической, "буквальной" в языковом отношении проработке текста закона, в анализе слов, предложений, словесных формулировок юридических норм, изложенных в тексте нормативного документа. Для начала определим смысл словосочетаний и слов, как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон и верховенство, территория РФ.

     Конституция РФ –  основной закон государства, имеющий высшую  юридическую  силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и правления.

     Федеральный закон - федеральный законодательный акт, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

     Верховенство - основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.

     Территория РФ – это сухопутная территория, ее недра, территориальные и внутренние воды и  воздушное пространство над ними, которые находятся во власти данного государства, подпадют под его суверенитет.

     Все эти слова, словосочетания  связаны между собой.

     Союз «и» соединяет в предложении  Конституцию РФ и Федеральный  Закон. Это означает, что не только  Конституция РФ имеет верховенство  на территории РФ, но и Федеральный  закон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 4 КОНСТИТУЦИИ РФ ОБОСНУЙТЕ МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА РФ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

     В статье 10 Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в РФ - принцип разделения властей - «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

     На федеральном уровне организации государственной власти в РФ система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа Президентом. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду РФ. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Парламента и Правительства РФ, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).

     Место  и роль Президента в системе  разделения властей, во многом  обусловлены такой формой правления, как республика, и зависит от  его правового положения утверждаемого  Конституцией. Глава государства  в президентских республиках  наделяется широкими полномочиями  в области политического руководства. Он располагает определенными  средствами воздействия на законодательный  процесс, обладает распорядительной (регламентарной) властью, ключевыми  прерогативами в сфере руководства  вооруженными силами и гражданской  части государственного аппарата.

     Правовое  положение Президента РФ характеризуется, прежде всего, тем, что он является  главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных  должностных лиц, единственный, кто  избирается всем избирательным  корпусом РФ. В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

     Являясь главой  государства, Президент РФ занимает  в системе федеральных государственных  органов особое положение. Согласно  ч. 2 ст. 80  Конституции  Президент  принимает меры по охране суверенитета  РФ, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти.  В соответствии с Конституцией, никакой государственный орган  не может претендовать на суверенное  осуществление всей полноты государственной  власти в стране. Сама государственная  власть не делится между органами - она едина. Именно Президент  обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.  В случае разногласий между ними Президент РФ имеет возможность инициировать согласительные процедуры и даже передать решение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции), однако в процессе согласования он не представляет интересы какой-либо стороны. Обеспечение взаимодействия и согласованного функционирования всех государственных органов является, как обоснованно считает специалист конституционного права Л.А. Окуньков, одной из главных конституционных обязанностей Президента1.

     Вместе  с тем наличие у главы государства  упомянутой функции не означает, что он должен принимать решения  или нести ответственность вместо  названных органов. Усилия Президента  по координации, объединению действий  законодательной, исполнительной и  судебной власти нельзя рассматривать  как прямое директивное руководство  или ограничение самостоятельности  соответствующих органов. Глава  государства не подменяет законодательные  и исполнительные органы власти, а действует вместе с ними  и через них, создавая необходимые  условия для их слаженной работы. Интегрирующая роль большинства  конституционных функций Президента  применительно ко всем ветвям  власти проявляется без привилегированного  отношения к одной из них. Обеспечивая  и направляя деятельность всех  государственных органов РФ, и  выполняя функцию по их координации, Президент действует только в  пределах, установленных Конституцией  РФ, точно так же, как и все  остальные федеральные органы  государственной власти: Федеральное  Собрание, Правительство, суды. Они  самостоятельно осуществляют свои  конституционные функции.2

     В  Российской Федерации  органами федеральной исполнительной власти являются Правительство РФ, министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти. Правительство РФ – самостоятельный институт, существующий наряду с институтом Президента. Такая конституционная конструкция разделения властей отличает российскую форму правления от ''классической'' модели полной президентской республики, которая принята в США, и в ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются Президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним так называемый кабинет. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется Правительством РФ,  и Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст.113). Хотя, по Конституции, Президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с нею наиболее тесно. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства. Президент с согласия Госдумы назначает Председателя Правительства РФ  (п. "а"  ст. 83 Конституции) и принимает решение об отставке Правительства РФ (п. "в" ст. 83). Характерно, что если при назначении Председателя необходимо согласие Госдумы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать: на основании п. "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство. Тесная связь Президента и Правительства РФ подтверждается также тем, что Президент в силу п. "д" ст. 83 назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.  Своими указами Президент устанавливает структуру федеральных органов исполнительной власти. В  соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 10 января 1994 г.3 непосредственно Президенту подведомственны МИД России, МЧС России, МВД России, Министерство обороны, Минюст  и ряд других федеральных силовых ведомств. Президент утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ только координирует деятельность перечисленных государственных органов.

     Президент  РФ как глава государства совместно  с Правительством РФ обеспечивает  в соответствии с Конституцией  РФ осуществление полномочий  федеральной государственной власти  на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78). В реализации данной функции  Президента РФ особую роль  играют Государственный Совет  РФ, а также институт полномочных  представителей РФ в федеральных  округах. Указом Президента от 1 сентября  2000 г.  было утверждено Положение о Госсовете РФ. По своему статусу этот орган является совещательным, содействующим реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях, где председателем является Президент РФ, обычно обсуждаются проблемы, касающиеся взаимоотношений РФ и её субъектов, важнейших аспектов государственного строительства, укрепления основ федерализма и т.п.

     Согласно  ст. 83 Конституции РФ Президент  формирует свою Администрацию. Это  орган, являющийся собственно рабочим  аппаратом Президента в исполнении  возложенных на него Конституцией  и федеральными законами функций. Администрация Президента имеет  аналитические и экспертные подразделения  и не располагает собственными  властными полномочиями. Президент  в установленном Конституцией  порядке принимает меры по  охране суверенитета, независимости  и государственной целостности  РФ (ст. 80).  В этом ему помогает  Совет Безопасности, который он  на основании п. "ж" ст. 83 формирует  и возглавляет.  Аппарат Совета  Безопасности РФ является самостоятельным  структурным подразделением Администрации  Президента и имеет статус  главного управления Президента  РФ. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет  подготовку решений по вопросам  государственной безопасности, которые оформляются указами Президента. В состав Совета Безопасности входят министры обороны, МИД, МВД, директор СВР, директор ФСБ  и другие лица. 

     Президент  имеет определенные рычаги воздействия  и на законодательную власть. Как  глава государства, он назначает  выборы нижней палаты Парламента - Государственной Думы Федерального  Собрания РФ. Президент обладает  сильным «оружием» для давления  на Думу при назначении Председателя  Правительства РФ: после трехкратного  отклонения представленных кандидатур  он вправе распустить палату  и назначить новые выборы, а  Председателя Правительства назначить  самостоятельно. Президент имеет  возможность ограждать Правительство  от необоснованного, по его мнению, ограничения законодательной властью  свободы действий власти исполнительной. Так, Президент может не согласиться  с выраженным Думой недоверием  Правительству и в предусмотренных  Конституцией случаях и порядке  распустить Госдуму (ст. 84,109,111,117). Президент  наделен правом, обращаться с  посланиями к федеральному законодательному  органу, правом законодательной  инициативы (ст.104), и отлагательного  вето. Президент в случае несогласия  с законом может его отклонить  и направить на новое рассмотрение  в палаты Федерального Собрания (ст.107). По Конституции законы  принимаются Госдумой, одобряются  Советом Федерации, направляются  на подпись к Президенту; однако, законодательный процесс, имеет массу недостатков: если вето Совета Федерации Госдума может реально преодолеть, то вето Президента преодолеть очень сложно, так т.к. закон не действует, пока он не подписан президентом и не опубликован. Законы, с которыми Президент принципиально не согласен, могут быть им не подписаны неограниченное количество времени (не действовать), поскольку за неисполнение обязанности подписать закон в течение семи дней (после преодоления президентского вето) не предусмотрено никаких санкции со стороны других государственных органов.  Как отмечает Сумбатян Ю.Г, - «..за подобные действия Президента единственно возможными санкциями являются реакция средств массовой информации, уменьшение шансов на победу на следующих выборах Президента и т.д., но это все не всегда способно заставить Президента соблюдать Конституцию». 4 Стоит отметить, что право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Парламента, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции ⅔ голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.

Информация о работе Контрольная работа по "Праву"