Нормативный правовой акт – понятие и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды
1.1. Общие сведения
1. 2. Иерархия нормативных правовых актов
Глава 2. Толкование нормативных правовых актов
2.1 Официальное толкование норм Конституции
2.2 Основные и производные виды нормативных правовых актов
2.3 Регистрация нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Республики Казахстан
Глава 3. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
3.1 Действие нормативно-правового акта во времени
3.3 Действие нормативно-правового акта в пространстве
3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП тема НПА1.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Костанайский Государственный  Университет имени А.Байтурсынова

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

По теории государства  и права 

Нормативный правовой акт – понятие и характеристика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Учащегося

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай

2011 год 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Нормативно  правовой акт влияет на все  стороны  жизни  любого  общества. Благодаря ему регулируются  многие  социально-экономические,  политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Процесс  появления   первичных   юридических   письменных   источников (отдельных  законов,  кодексов,  иных  актов),  имевших  своим  назначением регулирование складывающихся новых общественных отношений  возникает  очень давно. Тогда же подчеркивалась объективная нужда раннеклассовых  государств в новых формах системы социального  регулирования.  Упорядочить,  закрепить социальные отношения во  вновь  возникающих  государственно  организованных обществах можно было только  с  помощью  четких,  формально  установленных, признанных  правил  поведения,  охватывающих  не  единичные,  а   типичные, многократно повторяющиеся явления и  процессы  в  трудовой,  бытовой,  иной социально-экономической сфере  обществ.  Была  раскрыта  и  специфика  этих правил, их отличие от социальных норм первобытного общества,  в  том  числе обеспечение их обязательности, возможностью государственного принуждения.

Необходимо  обратить внимание, что в теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характеризует право  двояко.

 Во-первых, эта  категория употребляется как   четкая  характеристика  правила  поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное  выражение,  закрепление  различных правил поведения в  актах государственных органов, решениях судов, международных договорах и иных формах.

Таким  образом,  под  -  формой  права  понимается   объективированное закрепление  и   проявление   содержания   права   в   определенных   актах государственных  органов,  решениях  судов,  договорах,  обычаях   и   иных источниках.

Тема актуальна, так как право  как  особый  регулятор  общественных  отношений  возникает  вместе  с государством.  В  доклассовом  обществе  действовали,  конечно,  определенные регуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти  регуляторы представляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами  общежития  и предписаниям религиозного  культа.  Они  обеспечивались  не  государственным принуждением, ибо тогда не было государства,  а  силой  привычки,  традиций, авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники  и  т.  д.

Первоначально  право  складывалось  путем   перерастания  обычаев  в правовые обычаи. Они стали записывать и  объединяться  в  особые  списки.  В результате этого появляется обычное право.

В  некоторых  странах  источником  права  служат религиозные  постулаты   и   воззрения.   Например,   мусульманское   право представляет одну из сторон религии ислама. В основе  мусульманского  права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из  его  пророков  и  посланцев  Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил,  касающихся  действий  и  высказываний Мухаммеда, и др.

Цель курсовой работы – рассмотреть нормативно-правовой акт.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть иерархию нормативно-правовых актов;
  • исследовать толкование нормативных правовых актов;
  • изучить планирование подготовки проектов нормативных правовых актов.

 

 

 

 

Глава 1. Нормативно-правовые акты: понятие и виды

1.1. Общие сведения

 

Основной формой, посредством  которой государство придает  норме права юридическую силу, является нормативный правовой акт (НПА). 
Нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие. 
Нормативный правовой акт (НПА) устанавливает, изменяет или отменяет норму права, говорит о должном поведении и рассчитан на неоднократное применение широким кругом лиц (субъектов). Нормативные правовые акты следует отличать от актов не имеющих нормативного характера, т.е. не устанавливающих, не изменяющих и не отменяющих норм права. К таким актам относятся:

1. Индивидуальные правовые  акты - акты, которые содержат разовые  предписания, привязаны к определенному  субъекту или ограниченной группе  субъектов, к конкретным обстоятельствам  места и времени. (Назначение на должность, обязанность передать имущество, предоставление разовой льготы какому-то одному субъекту).

2. Акты, издаваемые органами государственной власти в целях разъяснения или толкования тех или иных нормативно-правовых актов, а также в целях доведения нормативно-правовых актов до адресатов. К этой же группе следует отнести акты государственных органов оперативно-распорядительного характера.

3. Нормативно-техническая  документация. Содержит требования  к различным технологическим  процессам, качеству продукции, условиям труда и т.д. (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СанПиНы, ТН ВЭД). Требования, содержащиеся в нормативно-технической документации обязательны для исполнения. Нормативно-технические акты вводятся в действие нормативно-правовым актом.

Другой формой, устанавливающей нормы права, является публично-правовой Договор (двусторонние и многосторонние международные договоры). В публично-правовых договорах заключающие их государственные органы выступают от имени граждан данного государства. Эти договоры устанавливают права и обязанности для граждан и имеют для них силу закона. [2, с.45]

Прямое действие нормативных  правовых актов.

1. Все нормативные  правовые акты имеют прямое  действие, если иное не оговорено  в самих нормативных правовых  актах или актах о введении их в действие.

2. Для применения нормативных  правовых актов, вступивших в  силу, не требуется каких-либо  дополнительных указаний.

3. Если в самом нормативном  правовом акте указано, что  какая-либо его норма права  применяется на основе дополнительного  нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, ранее регулировавшие соответствующие отношения.

1. 2. Иерархия  нормативных правовых актов

 

Основной классификацией нормативно-правовых актов является классификация по юридической силе. Юридическая сила указывает на место  акта, его значение, его верховенство или подчиненность и зависит  от органа издавшего акт ¾ его полномочий и компетенции. Нормативно-правовые акты образуют иерархическую систему, в которой нижестоящие нормативные акты не должны противоречить вышестоящим. Общепринятым является деление нормативно-правовых актов на законодательные и подзаконные нормативные акты.

Высшей юридической  силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Соотношение юридической  силы иных, кроме Конституции, нормативных  правовых актов соответствует следующим  нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;

3) кодексы Республики Казахстан, законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;

4) нормативные указы Президента Республики Казахстан;

5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан;

6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

7) нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы, постановления иных центральных государственных органов;

8) нормативные решения маслихатов и Акимов: маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а Акимы - решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.

Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. [2,с. 23]

Нормативные постановления  Конституционного Совета Республики Казахстан  основываются только на Конституции Республики Казахстан и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Законодательный акт - это  принимаемый в особом порядке  и обладающий высшей юридической  силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

К законодательным актам  относятся: конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса.

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция  РК. Согласно п. 2 статьи 4 Конституции  РК, Конституция имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется на всей территории РК. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РК не должны противоречить Конституции.

После Конституции по юридической силе следуют законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, конституционные законы (принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РК), законы, кодексы, действующие Законы РК и КССР, принятые до вступления в силу Конституции РК 95 г. (действуют в части не противоречащей Конституции РК) и Постановления Парламента, Сената и Мажилиса.

Следует иметь в виду особую роль Президента РК в процессе законотворческой деятельности.

В соответствии с п.2 ст.45 Конституции РК, Парламент может  делегировать Президенту право издавать законы на срок до года, а в случае, нерассмотрения Парламентом в течение месяца законопроектов, объявленных Президентом срочным, он может издавать указы, имеющие силу законов Республики. Издаваемые Президентом указы, имеющие силу конституционного закона и указы, имеющие силу закона приравниваются, соответственно, к конституционным законам и законам. Необходимо также отметить, что в иерархии нормативных правовых актов нормативные указы Президента, не являющиеся законодательными актами, стоят, тем не менее, выше нормативных постановлений Парламента, относящихся к законодательным актам. Известны случаи, например, Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1996 г. N 3309, когда Указ Президента вносил изменения в Постановление Правительства.

Кодексы являются кодифицированными  актами и обеспечивают полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Согласно теории права, кодексы находятся выше обычных законов по иерархии, однако, на практике, Закон о НПА не признает за кодексами какого-либо преимущества.

Относительно нормативных  правовых актов СССР следует отметить следующее. Как подчеркнуто в Постановлении Правительства РК от 14 января 1997 года N 64 “... с принятием Конституции Республики Казахстан законы и иные нормативные акты СССР на территории Республики Казахстан не применяются”. В отношении законодательных актов все понятно, однако в отношении ведомственных узкоспециальных актов следует отметить, что здесь замещение документов СССР национальными далеко не закончено. [4, с. 54]

Подзаконный нормативный  акт - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или установления первичных норм.

Ведущее место среди  подзаконных нормативных актов  принадлежит нормативным указам Президента РК, далее следуют нормативные постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти. Следует отметить, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти зачастую называют ведомственными. В тоже время, Закон о НПА не содержит такого понятия, а Конституционный закон РК “О Правительстве Республики Казахстан” называет ведомством лишь комитет центрального исполнительного органа республики. Следовательно, теперь употребление этого термина будет не вполне корректно.

При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. При наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее.

В случаях обнаружения неясностей и различного понимания нормативных правовых актов, противоречий в практике их применения может быть дано официальное толкование содержащихся в нормативном акте правовых норм.

Основные и производные  виды нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на основные и производные.

2. К основному виду  нормативных правовых актов относятся:

1) Конституция, конституционные  законы, кодексы, законы;

2) указы Президента  Республики  Казахстан,  имеющие  силу 
конституционного закона; указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; иные нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

Информация о работе Нормативный правовой акт – понятие и характеристика