Особенности понятия и состава механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 06:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ понятия и сущности, особенностей функционирования механизма государства.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: определить понятие государства; охарактеризовать особенности формирования государства; определить особенности и место государства в политической системе общества; выделить понятие и элементы механизма государства; определить принципы механизма государства
определить тенденции государственной власти.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и происхождение государства................................................................5
1.1. Понятие государства и его основные элементы................................................5
1.2. Сущность государства и тенденции его формирования...................................9
2. Особенности механизма государства..................................................................14
2.1 Государство в политической системе общества...............................................14
2.2. Понятие механизма государства.......................................................................19
2.3. Принципы механизма государства...................................................................22
2.4. Теория разделения властей как основа формирования
государственного аппарата. Государственные органы..........................................24
Заключение.................................................................................................................31
Библиографический список......................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

2013 12 22 Механизм государства.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

1. Понятие и происхождение государства................................................................5

1.1. Понятие государства и его основные элементы................................................5

1.2. Сущность государства  и тенденции его формирования...................................9

2. Особенности механизма государства..................................................................14

2.1 Государство в политической  системе общества...............................................14

2.2. Понятие механизма государства.......................................................................19

2.3. Принципы механизма государства...................................................................22

2.4. Теория разделения властей как основа формирования

государственного аппарата. Государственные органы..........................................24

Заключение.................................................................................................................31

Библиографический список......................................................................................33

 

 

Введение

 

     В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

     1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

     2)  неодинаковым мировоззрением исследователей;

     3)  сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.

     Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд. лет назад, жизнь на Земле — около 3 — 3,5 млрд. лет назад, люди на Земле появились около 2 млн. лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования — около 5 тыс. лет назад.

     Таким образом, сначала появилось общество, которое в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.

     В связи с этим актуально исследование места и роли государства в политической системе общества.

     Целью исследования является анализ понятия и сущности, особенностей функционирования механизма государства.

Для достижения цели в  работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. определить понятие государства;
  2. охарактеризовать особенности формирования государства;
  3. определить особенности и место государства в политической системе общества;
  4. выделить понятие и элементы механизма государства;
  5. определить принципы механизма государства
  6. определить тенденции государственной власти.

Объект исследования  - политическая система общества.

Предмет анализа – государство и особенности функционирования его механизма.

     Структура работы:  работа состоит из введения, формулирующего цели и задачи работы, двух глав непосредственного исследования, заключения, подводящего итоги работы, списка использованной литературы.

     Научно-практическая значимость исследования состоит в изучении и анализе одного из аспектов гражданского законодательства, а также возможности использования результатов работы в научно-педагогической и юридической деятельности.

 

1. Понятие и происхождение  государства

 

1.1. Понятие  государства и его основные  элементы 

 

В современной науке  выработано, множество определений  государства. Однако все они сводятся к следующему: Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи [4, c. 87].

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения  государства защита государственных  границ и территориальной целостности  является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права [4, c. 88].

Структура территории складывается из следующих элементов:

- сухопутная часть,  включающая материковую поверхность,  острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

- водная часть, включающая  воды рек, озер, искусственных  водохранилищ, расположенных в пределах  сухопутной части государства,  а также морские воды, омывающие  его побережье;

- недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

- воздушная территория - атмосфера над сухопутной и  водной территорией государства;

- морские и воздушные  суда, космические аппараты с  государственной символикой, территории  посольств и дипломатических представительств за рубежом [18, c. 122].

Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающем взаимные права, обязанности и ответственность. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на имя президента; в результате территориальных изменений между государствами и т.д. [18, c. 123].

Государство обязано  оказывать своим гражданам поддержку  и покровительство, в том числе  за рубежом. Только граждане вправе участвовать  в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая  территория проживания являются формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т.д.

 

Таким образом, все приведенные  факторы и обусловливают принадлежность человека к населению определенного государства.

Еще одним немаловажным элементом  государства является государственный  аппарат. Государство характеризует  специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население  и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность  управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно. В то же время, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной. Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями с помощью которых они осуществляют свои управленческие функции [11, c. 176].

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - это единственная организация в обществе, располагающая  военизированными формированиями такими как армия, тюрьмы, полиция. Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие в случае необходимости. Но такое насилие должно носить исключительно правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона, и оно должно применяться только в тех случаях, когда без него обойтись невозможно.

Таким образом, государственная власть - это концентрированное выражение  воли и силы, мощи государства, воплощенное  в государственных органах и  учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе.

Неотъемлемым атрибутом государства  является суверенитет. Он включает в  себя два аспекта - внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

Государство как самостоятельное  независимое образование вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику [11, c. 177].

Важнейшим элементом государства  является его денежная система. Она  включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим элементом государства  являются налоги. Государство путем  налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного  социльного и медицинского страхования) - централизованные денежные фонды, расходуемые  на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет - это своеобразный фонд, обеспечивающий финансирование функционирования государства и создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Во всех иных случаях изъятие собственности без согласия собственника допускается только по решению суда.

Функционирование государства  регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему  установленных или санкционированных  государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества [11, c. 178].

Неотъемлемой частью государства  является его государственная символика, которая включает в себя официальное  наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Таким образом, сопоставив приведенные  признаки государства можно сформулировать само понятие «государство». Государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. Государство и общество соотносятся во многом как часть и целое.

 

1.2. Сущность государства  и тенденции его формирования

 

     Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть, ее принадлежность. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства [2, c. 45].

Информация о работе Особенности понятия и состава механизма государства