Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:56, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – исследовать особенности российского федерализма и показать пути его совершенствования. Для того, чтобы поставленная цель была достигнута, наметим ряд задач данной контрольной работы :
- охарактеризовать принципы российского федерализма;
- дать оценку особенностям и проблемам современного российского федерализма;
- исследовать пути совершенствования федерализма в Российской Федерации.
Введение 3
1. Принципы российского федерализма 4
2. Особенности и проблемы современного российского федерализма 10
3. Пути совершенствования федерализма в Российской Федерации 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 23
Оглавление
Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию федеративным государством. Российский федерализм - это далеко не беспроблемная категория, это та реальность, которая имеет на сегодняшний день ряд нерешенных аспектов. И это касается как формы, так и содержания федеративных отношений в России, сохранения ее территориальной целостности.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству, (что отличало советскую модель) ни к территориальному (свойственному многим странам).
Принцип федерализма,
безусловно, крайне важен для интеграции
Российского государства в
Цель данной
контрольной работы – исследовать
особенности российского
- охарактеризовать принципы российского федерализма;
- дать оценку особенностям и проблемам современного российского федерализма;
- исследовать пути совершенствования федерализма в Российской Федерации.
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.
В составе Российской
Федерации в соответствии со ст.
65 Конституции РФ подразделяется на 83 административно-
Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.
2. Единство системы
государственной власти. Данный
принцип означает как общие
основы построения органов
Принцип единства
системы государственной власти
выражается прежде всего в единстве
системы органов
Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации1.
3. Провозглашение
равноправия субъектов Российск
Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в ст. 5 Конституция
РФ называет республики
2) в соответствии
со ст. 68 Конституции РФ республики
вправе устанавливать свои
3) республики
в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона
Российской Федерации от 28 ноября
1991 г. «О гражданстве Российской
Федерации» вправе иметь свое
гражданство: граждане Российск
4) ст. 66 Конституции
РФ предусматривает, что
5) практика заключения
двухсторонних соглашений о
4. Равноправие
и самоопределение народов в
Российской Федерации. Право
5. Разграничение
предметов ведения и
При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:
1) конституционность:
законы и иные нормативно-
2) верховенство
Конституции РФ и законов РФ:
в случае несоответствия
3) равноправие
субъектов РФ при
4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;
5) согласование
интересов федерации и
6) добровольность
заключения договоров и
7) обеспеченность
ресурсами: при разграничении
предметов ведения и
8) гласность
заключения договоров и
Таким образом,
сделаем выводы по разделу. Статья 1
Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство,
а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация
состоит из республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области, автономных округов равноправных
субъектов Российской Федерации. В составе
Российской Федерации в соответствии
со ст. 65 Конституции РФ подразделяется
на 83 административно-
Федерализм в России во многом уникален, ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. Россия – это совокупность наций и многочисленных этносов, а российская национальная самобытность заложена не в имперских традициях прошлого, а в исторически сложившемся межкультурном взаимодействии и в единстве многонационального сообщества народов. Высшая цель национальной политики Российского государства – это создание всем народам благоприятных и гарантированных законами условий равноправного и свободного развития в составе многонационального народа Российской Федерации. Национальная политика вырабатывается на основе тщательного научного анализа и обобщения этнополитической, исторической практики развития наций и национальных отношений.
Федерализм в России - больше чем просто концепция государственного устройства, это устойчивая историческая традиция полицентрического общественного обустройства, элементы которой можно обнаружить в самые ранние периоды русской истории. Народы, проживающие на территории России, изначально были склонны к сосуществованию в рамках союзного государственного образования.
Информация о работе Особенности российского федерализма, пути его совершенствования