Понятие формы (устройства) государства, её структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие формы государства, её признаки;

2.Изложить понятия форм правления;

3. Рассмотреть формы государственного устройства;

4. Рассмотреть политический режим, виды режимов, их признаки.

Содержание

Введение

Понятие формы государства, её структура.
Форма правления: монархия, республика, их виды.
Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация.
Политический режим. Виды режимов и их признаки.


Заключение

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по тгп.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

                       Федеральное агентство по образованию.

                                         Филиал ГОУ ВПО 

              Томский государственный  университет (ТГУ)  в г. Юрге

                          

                     Курсовая работа

           по теории государства  и права

                Тема: «Понятие формы  (устройства) государства,  её структура.»

                   

                                                                                       Выполнила:

                  Студентка первого курса  заочного отделения  Казакова  Светлана

                  Руководитель:

                                                         

                                             

                                                 Юрга 2010

План:

Введение

  1. Понятие формы государства, её структура.
  2. Форма правления: монархия, республика, их виды.
  3. Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация.
  4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.
 

Заключение

Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение.

     Категория формы государства показывает особенности  внутренней организации государства, порядок образования и структуру  органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с  другом и населением, а так же те методы, которые используются для  ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

     Исследование  различных аспектов формы государственности  имеет важное теоретическое и  практическое значение. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных  вопросов чреваты острыми политическими  конфликтами, тяжелыми моральными и  материальными потерями, а иногда даже человеческими жертвами.

     Для изучения формы государства, раскрытие  ее роли в политических процессах  важное значение приобретает подход  к форме как к организации  содержания. Понятие “организация”  предполагает выяснение своеобразия  внутренних аспектов формы с точки  зрения принципов объединения взаимодействующих  элементов целого в системе, а  также внешнего выражения этих принципов  в деятельности, как элементов  системы, так и всей системы в  целом (по отношению к другим системам), поэтому целью данной работы стало  более углубленное изучение данного  явления.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

     1.Рассмотреть  понятие  формы государства,  её признаки;

     2.Изложить  понятия форм правления;

     3. Рассмотреть формы государственного  устройства;

     4. Рассмотреть политический режим,  виды режимов, их признаки. 

     Исходя  из цели и поставленных задач, структура  работы состоит из введения, четырех  вопросов, заключения и списка использованных источников литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие формы государства, ей структура.

          Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

         Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.              Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику  формы государства определяет также  характер  взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства  -  сложное общественное явление, которое включает  в себя  три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

         В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

        В теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема  формы государства то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Важность  четкого определения формы государства  становится понятной после того, как  разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его  разновидностях, классификации; о форме  государства.

          Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

           Когда раскрыта “сущность” государства - определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных  блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим. И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Вот почему форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются  его основные характеристики и которое  обеспечивает в комплексе, в системе  организацию государственной власти, территориальную организацию населения. Но это пока самый общий подход к пониманию формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему теоретическая политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства. Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государства, их соотношение, приёмы осуществления государственной власти. Аристотель применил количественные и качественные оценки для определения разных форм правления. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления, например, демократической и аристократической республик, той власти, которая лежит в основе соответствующей формы правления - демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.

            В настоящее время отечественная теория государства и права как наука, постепенно преодолевающая методологический кризис, связанный с общим кризисом марксистской концепции общественного развития, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития. Нечего и говорить, как это важно сейчас для политической жизни России, когда идет поиск наиболее эффективной формы организации и осуществления государственной власти в стране. Не менее важно при этом учитывать и те факторы, которые ранее исключались из сферы научного рассмотрения - исторические традиции, национальная психология, религиозность и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.   Форма правления: монархия, республика, их виды.

       Форма правления является одной из важнейших  частей формы государства. Понятие  формы государство зародилось еще  до нашей эры. Аристотель писал о  разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»1. В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

       Форма правления «раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и  с населением, степень участия  населения в их формировании»2 показывает, как образуется высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

       Таким образом, под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.

Информация о работе Понятие формы (устройства) государства, её структура