Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:50, курсовая работа
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости от каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий. Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
1.Введение с 2 - 3
2. Формы государства с 3 - 16
3. Понятия и признаки государства с 16 - 18
3.1. Публичная власть с 18 - 21
3.2. Государственный суверенитет и суверенитет народа с 21 - 23
3.3. Территориальная организация населения с 23 - 27
3.4. Функционирование посредством права с 27 - 28
3.5. Аппарат управления и принуждения с 28 - 31
3.6. Казна с 31 - 33
4. Функции государства с 33 - 35
5. Заключение с 35
6. Список литературы с 36 - 37
1.Введение с 2 - 3
2. Формы государства с 3 - 16
3. Понятия и признаки государства с 16 - 18
3.1. Публичная власть с 18 - 21
3.2. Государственный суверенитет и суверенитет народа с 21 - 23
3.3. Территориальная организация населения с 23 - 27
3.4. Функционирование посредством права с 27 - 28
3.5. Аппарат управления и принуждения с 28 - 31
3.6. Казна с 31 - 33
4. Функции государства с 33 - 35
5. Заключение с 35
6. Список литературы с 36 - 37
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
В моей работе речь пойдет именно о правовом государстве, как об одном из типов государства.
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости от каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий. Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Что же такое правовое государство? Этот вопрос задают себе миллионы людей, пытаясь понять смысл этого выражения.
Термин «Правовое государство» появился в России ещё в ХlХ веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. Со временем термин «правовое государство» стал употребляться в качестве одного из типов государства, но в России закрепился данный термин лишь в декабре 1993 года (принятие Конституции Российской Федерации).
Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобраться в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.
Под формой государства принята понимать способ организации и осуществление государственной власти (В. И. Червонюк). Форма государства есть единство трех автономных элементов: 1
Различные комбинации разновидностей этих элементов создают конкретное, неповторимое государство, которое является, как правило, идеальной формой организации жизни определённого общества в определённых исторических и географических условиях.2
Вопросы, касающиеся понятия, роли и особенностей форм государства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебной литературе ими традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, помимо всего прочего, во многом создается представление и о самом государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете и его форма.3
Форма правления характеризует правовое и организационное положение высших органов государственной власти. Форма правления закрепляет основные характеристики структуры, порядка создания высших органов государственной власти, принципы замещения высших государственных должностей, распределение полномочий между ветвями власти. Исследуя формы правления как одну из разновидностей форм государства, следует руководствоваться сложившимися и практически подкреплёнными представлением о том, что форма правления есть способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Форма правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская. При монархической форме правления источником власти и её носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а её носителем – выборные государственные органы.4 Все монархии принято подразделять на абсолютную (неограниченную) и ограниченную. В абсолютной монархии государственная власть полностью и безраздельно принадлежит монарху и не ограничена каким-либо представительным органом. Зародившись в глубокой древности (древневосточная деспотия), абсолютные монархии просуществовали почти до ХХ века. По мнению ряда государствоведов в современном мире абсолютных монархий нет, но полуабсолютные монархии ещё встречаются(например , Саудовская Аравия).
В ограниченной монархии в отличии от абсолютной власть монарха всегда ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего определёнными законосовещательными и законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительная и конституционная монархии.
Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме , характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномочиями сословно-представительным органом - собрание представителей различных сословий(духовенство, дворянство, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полностью зависит от воли монарха. Конституционная монархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на основе конституции и актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющегося органом народного представительства. Правда ограничения монарха и самой верховной власти не во всех конституционных монархия одинаковы. В это связи их принято подразделять на дуалистические и парламентарные.5
В дуалистической монархии
верховная государственная
Парламентская монархия в
отличии от дуалистической является
более прогрессивной формой правления.
Большинство современных
Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки. Во-первых, высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам. Во-вторых, главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует. В-третьих, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определённый срок и сменяются. Пожизненный глава, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в неё элементы монархии. В-четвёртых, выборные органы, которым принадлежит государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо социальных групп. И, в-пятых, республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органом, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями.
В современном мире преимущественно демократические республики, которые принято подразделять на президентские и парламентарные.
Для президентской республики характерным является следующее. Во-первых, здесь имеет место жесткое разделение законодательной (парламентской) и исполнительной (президент, правительство) власти. Во-вторых, президент избирается населением и имеет равную с парламентом легитимность. В-третьих, президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В-четвёртых, правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Ничего этого нет в парламентарной республики. Вместо жесткого разделения здесь существует сотрудничество законодательной и исполнительной власти. Президент избирается парламентом. Он является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Возглавляется оно премьер-министром, который обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти.
Рассмотренные формы правления
в науке принято считать
Появление нетипичных форм правление может быть вызвано различными причинами. Во-первых чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Во-вторых, создание смешанных и гибридных форм правление не редко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идеей и институтов, с распространением и восприятием во всё большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. Наконец появление нетипичных форм правление может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.7
8
Форма государственного
устройства представляет собой внутреннее
деление государства на составные части
– административно-
10
Унитарным (простым) государством считается такое, власть в котором состовляет единую и неделимую вертикаль, вершиной которой являются общегосударственные органы, а основнованием – государственные органы на местах.11
Федерация – суверенно сложное государство, состоящее из территориальных субьектов, подчиненных одновременно единой центральной государственной власти на условиях разгроничениях полномочий по вертикали. Федеративным государством, в частности, является Югославия.12
Конфедерация – государственноподобный союз независимых государств, объеденяющихся для достижения общих целей на условиях сохранения суверенитета.
Отличие федерации от конфедерации заключается в следующем: 13
Широко известно, что административно-
Государственно – правовой режим характеризует систему методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Согласно одной точки зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценить как тождественные.16
Согласно другой точки зрения, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.17
Политический режим
Однако большинство