Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 08:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ сущности правового государства и его признаков, а также изучение проблемы построения правового государства в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – это вопросы о понятии, идеях правового государства, его признаках, об отдельных его проявлениях в России.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
§1. Становление теории правового государства: основные идеи и концепции правового государства………………………………………………………………………......5
§2. Понятие и признаки правового государства……………………………………..12
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Принципы правового государства…………………………………………………19
§2. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации……...23
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………………………..33
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и истории государства и права
Правовое государство
Защищена "____"____________2014 г.
с оценкой _______________________
Подписи:______________________
________________________
ИРКУТСК 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
§1. Становление теории правового
государства: основные идеи и
концепции правового
§2. Понятие и признаки правового государства……………………………………..12
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Принципы правового
§2. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации……...23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство – это совсем особый вид взаимоотношений права и государства. Данная тема сегодня очень актуальна, и поэтому необходимо знать все отличительные и присущие только данному понятию черты.
Вопрос о правовом государстве в науке теория государства и права является достаточно хорошо изученным, но, тем не менее, остается проблемным, так как этот вопрос еще не нашел однозначного решения, поскольку разные теоретики в области науки теория государства и права дают различные ответы на вопрос, что же такое «правовое государство». В то время, как другая группа ученых считает, что это некий идеал, которого в современном мире не существует. В наше время этот вопрос широко обсуждается. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Эта курсовая является анализом исследований при рассмотрении понятия и признаков правового государства. Правовое государство – это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы.
К сожалению, в данной работе рассмотрены основные моменты, касающиеся теории правового государства, хотя на современном этапе развития общества вопрос о правовом государстве является одним из важнейших.
Целью курсовой работы является анализ сущности правового государства и его признаков, а также изучение проблемы построения правового государства в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – это вопросы о понятии, идеях правового государства, его признаках, об отдельных его проявлениях в России.
Задачами исследования являются следующие:
Структура моей работы состоит
из двух глав. Первая глава
посвящена развитию идеи о
правовом государстве, понятию самого
правового государства, изучению
и анализу его признаков, вторая
– проявлению признаков
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
§1. Становление теории правового государства: основные идеи и концепции правового государства
Правовое государство – это многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, которые соответствуют конкретным условиям существования общества и уровню его развития. В правовом государстве форма и организация деятельности строится на взаимоотношениях с гражданами и их объединениями на основе норм права. Но право играет приоритетную роль лишь в том случае, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.
«Правовое государство – государство, чья властная деятельность и взаимоотношения с гражданами основывается на праве» - эта идея встречается уже у выдающихся мыслителей античного общества. Она тесно связана с представлениями о государстве как организации свободных людей в целях осуществления наиболее лучшего существования, обеспечения справедливости.
Формирование теории правового государства уходит в глубину веков. Его исходные начала изначально наблюдались в мифах «древних народов», прежде всего греков и римлян. Эволюция сознания, способности отражать и конструировать идеальные государственные модели привели человечество к более или менее законченной концепции правового государства.
«Концепция» и «идея» являются терминами философскими, их значения достаточно близки по смыслу, поэтому я могу их рассматривать как синонимичные, означающие «основную мысль», «основополагающую теорию, определяющую содержание изучаемого предмета». Поэтому в работе я буду использовать эти два термина как равные по смыслу.
Каждый учебник по теории государства и права начинает изложение раздела о правовом государстве с упоминания, что с древнейших времен проблемы правового государства волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей. И это не случайно, поскольку зарождение идей добра, справедливости и верховенства закона возникают не просто так, а как следствие того, что люди не видели в своем государстве реализации этих принципов, или же реализованы они не были в достаточной степени.
Как верно отмечает Марченко1, смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей. Если у одних, к примеру, идея такого государства ассоциировалась с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.
Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Ранними примерами истинного уважения к праву как явлению возвышающемуся над повседневной суетой жизни можно являются представления античных мыслителей, таких как Аристотель, Платон, Цицерон, Сенека и Марк Аврелий.2 Каждый из них по-своему описывали идеальное государство и роль права в нем, основывая свои суждения на уже существующих или существовавших моделях государства.
Известнейшая «прокоммунистическая» нереальная идея правового государства, изложенная в труде юриста и философа Томаса Мора «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», 1516 г., стала прообразом устройства государства, к которому нужно стремиться, и которое, увы, не достижимо.
Рост производительных сил, изменение общественного социально-политического строя в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Бoдeн определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период ранних буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории существует право естественное и право вoлeустaнoвлeннoe. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, а также «воздаяния» людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецео соответствовать принципам естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Гроцию, является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям.3
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи, связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он полагал, что государство могущественно только в том случае, если оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.4
Гоббс, несмотря на то, что был защитником абсолютной монархии в Англии, тем не менее разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс считал, что свобода человека заключалась в праве совершать все то, что не запрещено законом.
Локк, по словам Маркса, был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному.5 По мнению Локка, государство, созданное для охраны естественных прав человека, должно устанавливать законы для устройства и учреждения собственности, индивидуальной свободы и равенства. Локк писал, что свобода людей в условиях правового государства состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».6