Практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства на примере Ч

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Существенным общим пробелом регулирования дорожного хозяйства в Российской Федерации на уровне, как федерации, так и регионов является то, что в нормативных актах и программных документах экономической политики не определены интегральные принципы, критерии и пределы вмешательства в дела отрасли. Вследствие этого управление и финансирование дорожного хозяйства осуществляется во многом стихийно, без учета всех особенностей отрасли и возможностей повышения эффективности ее работы. Этим обусловлена актуальность данной проблемы – взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов дорожного строительства
1.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере дорожного строительства
1.2 Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства
Глава 2. Практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства на примере Челябинской области. Пути совершенствования механизмов взаимодействия
2.1 Система управления дорожным хозяйством в Челябинской области
2.2 Предложения по усовершенствованию механизмов государственного и муниципального управления дорожным хозяйством
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 105.43 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в решении  вопросов дорожного строительства

1.1 Полномочия федеральных органов  исполнительной власти в сфере  дорожного строительства

1.2 Полномочия органов власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления  в сфере дорожного строительства

Глава 2. Практика взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в сфере  дорожного строительства на примере  Челябинской области. Пути совершенствования  механизмов взаимодействия

2.1 Система управления дорожным  хозяйством в Челябинской области

2.2 Предложения по усовершенствованию  механизмов государственного и  муниципального управления дорожным  хозяйством

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Отрасль дорожного хозяйства обладает такими специфическими особенностями, которые обусловливают существенно  более высокую роль, и особенный  характер государственного регулирования, и особенно финансирования, чем «обычные»  отрасли экономики, например, промышленность. Если отсутствует концепция государственной  политики в отрасли, опирающаяся  на всесторонний учет таких отраслевых особенностей, регулирование и финансирование отрасли не может быть достаточно эффективным.

Существенным общим пробелом регулирования  дорожного хозяйства в Российской Федерации на уровне, как федерации, так и регионов является то, что  в нормативных актах и программных  документах экономической политики не определены интегральные принципы, критерии и пределы вмешательства  в дела отрасли. Вследствие этого  управление и финансирование дорожного  хозяйства осуществляется во многом стихийно, без учета всех особенностей отрасли и возможностей повышения  эффективности ее работы. Этим обусловлена  актуальность данной проблемы – взаимодействия органов местного самоуправления с  органами государственной власти в  сфере дорожного строительства.

1. В первую очередь, отсутствует  четкая единая трактовка особенностей  дорожной инфраструктуры, которые  обусловливают ту или иную  степень государственного вмешательства  и финансирования этой инфраструктуры, роль государственной или муниципальной  собственности на объекты дорожного  хозяйства.

2. Хотя существующее распределение  прав собственности и ведения в отношении автодорог в целом отвечают характеру дорожного хозяйства, в явном виде нигде не определены базовые критерии и границы государственного и муниципального участия в обеспечении нормального развития и условий эксплуатации дорожной инфраструктуры.

3. Ввиду отсутствия таких четко  установленных критериев и границ, не существует системы единых  принципов государственного управления  и финансирования дорожного хозяйства,  которые были бы приняты на  федеральном уровне и соблюдались  при регулировании отрасли региональными  и местными администрациями.

Это относится, в первую очередь, к  принципам:

  • Определения роли государственных и частных источников в финансировании содержания и развития дорожной инфраструктуры;
  • Формирования структуры бюджетных источников доходов на отрасль и их распределения между уровнями государственной власти, местным самоуправлением;
  • Увязки государственных (муниципальных) расходов на цели поддержки отрасли с бюджетными источниками их финансирования;
  • Определения соотношения между доходными и расходными полномочиями федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, роли и критериев федерального финансирования дорожной инфраструктуры регионов и муниципалитетов;
  • Стратегического и среднесрочного планирования направлений бюджетного финансирования дорожного хозяйства; выбора оптимального соотношения между финансовыми средствами, направляемыми на содержание и развитие дорожной сети;
  • Выбора оптимальных форм организации бюджетного финансирования отрасли, обеспечивающих максимальное соответствие расходов доходам и эффективное вложение средств (целевые бюджетные фонды, целевое назначение доходов в рамках общего бюджета, либо другие формы);
  • Поддержки или ограничения участия в финансировании и управлении дорожной инфраструктурой частных инвесторов;
  • Политики развития конкуренции между предприятиями дорожного хозяйства;

Организации и распределения полномочий институциональной структуры управления отраслью, соответствующей целям  и принципам государственного (муниципального) регулирования.

4. Неразработанность системы принципов управления и финансирования дорожного хозяйства не позволяет выделить основные направления и формы такого регулирования и финансирования, разработать методы и подходы к их эффективному использованию.

Целью данной работы является анализ взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства  и выработка предложений по повышению  эффективности методов управления отраслью дорожного строительства.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные полномочия  взаимодействия органов государственной  власти и местного самоуправления  в сфере дорожного строительства.

2. Выявить ключевые проблемы  и перспективы отрасли дорожного  строительства.

3. Проанализировать практику взаимодействия  органов государственной власти  и местного самоуправления на  примере Челябинской области.

4. Выработать предложения по  совершенствованию механизмов управления  дорожной отраслью и взаимодействия  органов власти.

Предметом исследования является анализ взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Объектом исследования является дорожное строительство.

При написании данной работы были использованы научные труды как  российских, так и зарубежных авторов.

Глава 1. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов дорожного строительства

1.1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере дорожного строительства

В соответствии со ст. 71 Конституции  Российской Федерации в ведении  РФ находятся вопросы становления  основ федеральной политики и  федеральной программы в области  дорожного строительства и развития транспортной сети.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 30 декабря 2000 г. №1038 Федеральным  органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного  комплекса является Министерство транспорта РФ.1

Министерство транспорта РФ осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство транспорта РФ в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие функции в области  дорожного хозяйства:

  • организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
  • выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования;
  • координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет перспективное и текущее планирование развития федеральной дорожной сети, совершенствование системы обеспечения ее содержания;
  • организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общественные работы в рамках федеральных и региональных программ дорожного строительства;
  • рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны;
  • согласовывает нормативные правовые акты федеральных органон исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, а также порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия;
  • вносит предложения о порядке использования земель, занятых автомобильными дорогами общего пользования, организует их рациональное использование в целях привлечения дополнительных средств для реализации дорожных программ и проектов, согласовывает в установленном порядке размещение в полосе отвода и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования сооружений и объектов;
  • разрабатывает и утверждает техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования, готовит в установленном порядке предложения по изменению и уточнению классификации автомобильных дорог общего пользования и перечней федеральных автомобильных дорог общего пользования;
  • организует учет автомобильных дорог общего пользования, учет интенсивности движение транспортных средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог общего пользования, информирование пользователей о состоянии этих автомобильных дорог;
  • организует ежегодное планирование работ на автомобильных дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждает перечень объектов, в отношении которых должны разрабатываться технико-экономические обоснования, перечни, титульные списки строек и проекты строительства объектов дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, проводит экспертизу проектно-сметной документации;
  • участвует в разработке и согласовании программ ликвидации пересечений автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей на одном уровне, рассматривает вопросы долевого финансирования строительства путепроводов в местах их пересечения;
  • утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правила пропуска по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными нагрузками на ось, массой и габаритами;
  • уведомляет в установленном порядке полномочные органы государств, заключивших с Российской Федерацией соглашения о международном автомобильном сообщении, о правовых актах, предусматривающих ограничение движения по автомобильным дорогам или устанавливающих нормативы допустимых весовых нагрузок на ось и габаритов транспортных средств, заблаговременно оповещает эти органы о времени и маршрутах введения ограничения движения по сезонно-климатическим условиям на федеральных автомобильных дорогах общего пользования;
  • организует взимание установленных неналоговых сборов и платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования (в том числе платы в счет компенсации ущерба от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов) и контроль за их целевым использованием;
  • осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов;
  • участвует непосредственно или через уполномоченные Министерством организации в расследовании причин аварий и разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них;
  • устанавливает порядок определения размера платы за проезд транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, взимаемой в счет компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам общего пользования и дорожным сооружениям на них;
  • выдает специальные разрешения для пропуска по федеральным автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, осуществляющих международные автомобильные перевозки;

В настоящее время на федеральном  уровне реализуется федеральная  целевая программа «Модернизация  транспортной системы России (2002 – 2010 годы)», утвержденная Постановлением Правительства России от 5 декабря 2001 г. №848.

В состав программы входит подпрограмма «Автомобильные дороги», в соответствии с которой в  области модернизации автомобильных  дорог будет осуществлено:

  • приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог;
  • развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения;
  • совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
  • повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развития отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в том числе с привлечением к решению этой проблемы предприятий оборонной промышленности;
  • развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.

Целевыми показателями подпрограммы являются (см. табл. 1):

Таблица 1

Целевые показатели подпрограммы модернизации автомобильных дорог, тыс. км.

Показатели

2000 год

2005 год

2010 год

       

Протяженность автомобильных  дорог общего пользования

584,4

620

670

       

Протяженность федеральных  автомобильных дорог

46,3

47

50

       

Протяженность территориальных  автомобильных дорог

538,1

573

620

       

Протяженность многополосных  автомобильных дорог

4,3

5,7

8

       

Информация о работе Практика взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дорожного строительства на примере Ч